asku · 17-Мар-12 22:19(12 лет 7 месяцев назад, ред. 06-Фев-14 09:50)
Традиционная духовная культура осетин Год: 2008 Автор: Чибиров Л.А. Жанр: Монография Издательство: «Российская политическая энциклопедия» (г. Москва) ISBN: 978-5-8243-0946-1 Язык: Русский Формат: DjVu, DOC Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста (DjVu). Распознанный текст с ошибками (DOC — OCR). Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 711 Описание: Монография проф. Л.А. Чибирова — плод многолетней работы ученого, обобщающее исследование по традиционной духовной культуре осетин. Она дает широкое представление о том, как складывалась самобытная (дохристианская) религия, какие изменения произошли в верованиях, обрядах, суевериях осетин к началу XX в.
В книге на базе этнокультурных параллелей с ираноязычным, кавказским и евроазиатским миром исследуется календарная обрядность осетин, прослежена органическая связь обычаев и обрядов с трудовой деятельностью.
Книга будет полезна этнологам, филологам-фольклористам, историкам религии, преподавателям и студентам гуманитарных факультетов, всем тем, кто интересуется кавказской стариной. Профессор Людвиг Алексеевич Чибиров — известный ученый, этнограф и историк, автор трудов по материальной и духовной культуре осетин, источниковедению, истории Осетии, заслуженный деятель науки Республики Северная Осетия — Алания, действительный член Российской академии естественных наук.
Л.А. Чибиров известен как государственный и общественно-политический деятель. В течение восьми нелегких лет он руководил Республикой Южная Осетия: был Председателем Верховного Совета (1993–1996), а затем Президентом Республики (1996–2001).
ОТ РЕДАКТОРА
Раскрытая вами, уважаемый читатель, книга — плод десятилетних изысканий ее автора в области осетинской этнографии. Людвиг Алексеевич Чибиров полстолетия назад начал сбор материалов, характеризующих различные аспекты истории, культуры и быта осетинского народа, в библиотеках, архивах, в этнографическом поле. Переезжая и переходя из селения в селение, знакомясь с людьми, пользуясь их гостеприимством и добросердечием, соучаствуя в их работах, он по-новому осознавал и проникал в глубины народного опыта жизни, знакомого ему с детских лет, но теперь представшего во всем многообразии — в многообразии, но одновременно и в единстве материальной и духовной составляющих культуры.
Свои первые научные исследования Людвиг Алексеевич посвятил очагу горской сакли и культу огня в религиозных верованиях осетин. Затем была написана книга о народном жилище осетин (1970), позднее появились книги о народном земледельческом календаре (1976), древнейших пластах духовной культуры осетин (1984), о традициях в жизни осетинского аула (1999).
В эти же годы Людвиг Алексеевич предпринял беспрецедентную (по крайней мере, насколько мне известно, в отечественной этнографической науке) акцию. Работая над выявлением в периодической печати XIX и начала XX в. (в газетах, издававшихся в Тифлисе, Владикавказе, Ставрополе, Баку, Карсе) материалов об Осетии и осетинах, он издает их в шести томах, снабдив необходимыми комментариями. Овладение таким колоссальным блоком информации, содержащим множество деталей жизни народа, отражающим ее динамику, оттачивало взгляд профессора Чибирова на феномен культуры осетин. Все это и позволило автору представить обобщающее исследование о духовной культуре осетин.
Настоящая книга не является простым сводом опубликованных работ ученого, хотя некоторый налет «свода» в книге заметен — повторы сюжетов, рассуждений, выводов автора. Но тем нагляднее для читателей будут выглядеть основные доводы и логика рассуждений исследователя. Это не означает, что рассуждения и доводы автора всегда и во всем являются абсолютно убедительными, — я бы, например, решился подискутировать с Людвигом Алексеевичем по некоторым темам, приведя те или иные аргументы общенаучного порядка. Однако сознаю, что мои знания этнографии, фольклора, истории осетинского народа не идут ни в какое сравнение с таковыми человека, посвятившего им большую часть своей жизни, и потому отдаю должное его опыту и авторитету.
Излагаемые в книге материалы передают дух и колорит традиционных устоев жизни осетинского народа. Устои опирались не только на социальный порядок, но и, как убедительно показывает Людвиг Алексеевич, на ощущение, осознание коллективами людей своего места и своих возможностей в мире, в котором они существовали и должны были жить от пращуров до потомков. Это необъятный, в чем-то грозный, а в чем-то милостивый по отношению к человеку мир природы, макрокосм. Как происходило, точнее, как могло происходить выстраивание коллективами людей отношений с миром природы, какая «драматургия» этому сопутствовала, как и почему людям надлежало вести себя тем или иным образом в конкретных ситуациях, и как они понимали обусловленность линий собственного поведения, описывает в настоящей книге Людвиг Алексеевич. При этом объектом исследования являются не абстрактные коллективы, а культурно-историческая общность людей, народ.
История осетинского народа сложна и не до конца известна. С очевидностью ясно лишь то, что формирование его культуры протекало под влиянием разных факторов и она вобрала в себя элементы различных традиций. Людвиг Алексеевич внимательно рассматривает данный процесс, предлагает свою точку зрения, свою интерпретацию переплетения в культуре осетин скифского, аланского, кавказского, европейского наследия. Кто-то с ним согласится, кто-то нет. Но ведь это наука, в первую очередь поиск ответов на множество вопросов, а не заранее готовый ответ.
Сейчас Людвиг Алексеевич активно работает в науке (достаточно сказать, что он руководит подготовкой к изданию многотомной энциклопедии по культуре осетинского народа) и, соответственно, уточняет подходы к анализу фольклорно-этнографического материала, собственные оценки явлений культуры.
Осетиноведению повезло. В нем были такие выдающиеся ученые, как Всеволод Федорович Миллер, Максим Максимович Ковалевский, Василий Иванович Абаев. В нем был Борис Александрович Калоев — патриарх отечественного кавказоведения. В осетиноведении и в Осетии есть Людвиг Алексеевич Чибиров — талантливый Ученый, Человек, Гражданин.
Я познакомился с книгами Людвига Алексеевича в университете, учился на них. И рад появлению его новой книги. Уверен, что на книгах Людвига Алексеевича Чибирова будут учиться многие поколения, те, кто хочет познать законы развития и функционирования культуры и, конечно, узнать историю и культуру осетинского народа. Санкт-Петербург, Заведующий отделом Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН доктор исторических наук Ю. Ю. Карпов
ОТ АВТОРА
Духовный мир осетинского народа необычайно богат. Это отмечали и исследователи, работавшие в разное время.
После выхода в свет первой монографии об осетинском народном жилище, в которой специальная глава была посвящена социальным функциям, месту и роли жилого дома в традиционных культовых практиках, в моих научных ориентирах произошел крен в сторону исследования традиционной духовной культуры осетинского народа.
Выход книги «Народный земледельческий календарь осетин» и защита докторской диссертации на эту тему окончательно убедили меня в правильности выбора. Судя по отзывам специалистов, тема происхождения и сущности календарной обрядности осетин оказалась настолько актуальной, интригующей и перспективной для осмысления народной культуры, что у меня появились последователи во многих национальных республиках Северного Кавказа. Положительно была воспринята в научных кругах страны и книга «Древнейшие пласты духовной культуры осетин» (1984). Хочется особо подчеркнуть, что первые две части данной монографии не являются повтором одноименных моих книг на соответствующие темы, а доработанными и расширенными их вариантами. Параллельно с этими книгами в последующие годы вышли из печати статьи автора книги в разных научных органах («Советская этнография», «Народная творчества этнограф1я», «Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН ГССР», «Материалы по этнографии Грузии», «Ученые записки Юго-Осетинского государственного педагогического института», «Труды педвузов Грузии», на страницах общественно-политических и литературных журналов («Фидиуæг», «Мах дуг»), доклады на республиканских и всесоюзных сессиях, международных конгрессах. В них получили освещение многие ранее не исследованные вопросы, связанные с тематикой настоящей монографии.
Между тем накопленный богатый и весьма интересный материал по всему спектру религиозного миропонимания, календарным и традиционным обычаям и обрядам, по этнографическим параллелям так и напрашивался на систематизацию и научное осмысление.
С исследуемыми вопросами о дохристианских и домусульманских религиозных воззрениях и календарной обрядности органически переплетаются вошедшие в монографию материалы о фенологических и метеорологических наблюдениях осетин, о верованиях и обрядах, связанных с аграрным культом, культом огня, воды, предков, скифо-осетинские и грузино-осетинские этнографические параллели, а также сюжеты о традиционной культуре осетин.
Необходимость издания настоящей книги диктовалась следующими обстоятельствами.
Во-первых, в свете существовавших в советское время установок — строго придерживаться запланированного объема изданий — вне книги о ранних формах религии осетин осталось много интересного равноценного материала об анимистических и тотемистических представлениях, магии и фетишизме. Значительное расширение глав о тотемизме и фетишизме потребовало выделение в них параграфов: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «От пережитков тотемизма к культу животных», «Фетиш и традиционная культура», «Горы и камни как фетишизм», «Цыкуырайы фæрдыг», «Другие проявления фетишизма». Существенно увеличена глава о магических верованиях за счет расширения вводной части и новых параграфов («Практика, связанная с земледелием», «Обряды вызывания дождя» и др.). Глава, посвященная явлениям и предметам реального мира, расширена за счет новых параграфов: «Огонь-очаг», «Камень», «Железо», «Дерево и священные рощи». Кроме того, в книгу вошла глава «Культ предков», ранее нигде не публиковавшаяся.
Во-вторых, некоторые положения изданных ранее работ требуют корректировки и дополнений. В частности, главы о календарной обрядности существенно переработаны и дополнены, расширена их теоретическая основа.
В-третьих, ставшие библиографической редкостью, но по-прежнему пользующиеся повышенным спросом в ученом мире и у широкой читательской аудитории, предложения по переизданию указанных двух книг, а также разбросанность по разным изданиям статей по тематике монографий способствовали укреплению во мнении о необходимости создания цельного исследования о традиционной духовной культуре осетин и рождению настоящей книги.
Исследование не обошлось без повторов, вызванных его структурой. Например, магия так плотно накрыла своим «одеялом» весь духовный мир осетин, что помимо специальной главы обращение к магическим верованиям стало неизбежным при освещении других аспектов религиозного миропонимания осетин. Материалы о культе предков настолько переплетены с аграрным культом, что параллельно со специальной главой им уделено много места при освещении календарной обрядности. В главе 1 есть раздел, посвященный общей характеристике пантеона осетин. Однако к главнейшим святым пантеона мы вновь возвращаемся при исследовании календарной обрядности, в которой праздники в честь Уацилла, Уастырджи, Тутыр и др. играют главную роль. О суевериях и предрассудках осетин, связанных с очагом и животным миром, говорится в 3-й главе, хотя без исследования аграрных истоков культа животных неполно бы выглядела глава 12 «Народный календарь и вопросы земледельческой культуры осетин». То же самое следует сказать о суевериях и верованиях, связанных с огнем, железом, водой, деревом, камнем и другими предметами реального мира.
И в заключение. Автор не претендует на полный охват всех составляющих понятия традиционная духовная культура. В монографии освещены и исследованы лишь те элементы осетинской архаики и традиционной культуры, которыми пришлось заниматься за многие годы исследовательского труда.
Насколько удалось справиться с поставленной задачей — судить взыскательному читателю. Л. А. Чибиров