«Эпидемии и народы» («Plagues and Peoples»), вышедшая в середине семидесятых, и «Погоня за могуществом: технология, вооруженные силы и общество с 1000 г. н. э.» («The Pursuit of Power: Technology, Armed Force, and Society since A.D. 1000»), которая была написана в начале восьмидесятых, на пике холодной войны. Эти книги развивают проблемы и отвечают на вопросы, поставленные в первой книге
http://www.prognosis.ru/lib/McNeill.pdf
УИЛЬЯМ МАК-НИЛ - В ПОГОНЕ ЗА МОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЯ, ВООРУЖЕННАЯ СИЛА
И ОБЩЕСТВО В XI–XX ВЕКАХ
Перевод с английского
Тиграна Ованнисян
William H. McNeill. The Pursuit of Power. Technology, Armed Force and
Society since A.D. 1000. The University of Chicago Press, 1982
В первой из этих книг он исследует динамику эндемических и эпидемических заболеваний в мировой истории. Контакты между народами различных обществ вели не только к распространению навыков и технологий, но также к появлению экзотических заболеваний в популяциях, где раньше они не были представлены. Во всех случаях эпидемии разрушали существующее положение вещей, а также приводили к нарушению уже установившихся связей между культурами. Эпидемии, по Макнилу, несут существенную ответственность за упадок Римской империи и империи Хань в Китае, за пережитые средневековой Европой потрясения в четырнадцатом веке, и особенно за почти бесследное исчезновение цивилизации американских индейцев, что дало возможность европейцам установить колонии и организовать общества европейского типа в отдаленных землях. В то же время усиление иммунитета к подобным заболеваниям в человеческих популяциях, и последующее снижение смертности и вызванные этим демографическое давление на общественные структуры в восемнадцатом веке привело к кризису «Старого режима» в Европе, выразившемуся во Французской революции и в наполеоновских войнах.
Сегодня, с осознанием роли экологии, большинство профессио-
нальных историков склонно считать главным достижением Уилья-
ма Мак-Нила ту самую «Чуму и народы». В этой книге было систе-
матически и документально продемонстрировано, что эпидемии,
известиями о которых полны средневековые хроники всего мира,
не были случайными превратностями природы. Однако дотоле «глад
и мор» упоминались историками как явления фоновые, трагические
ноты в драматическом повествовании о деяниях великих личностей
политики и культуры прошлого. Мак-Нил показал, что само возник-
новение и развитие ранее неведомых эпидемических заболеваний
было структурной составляющей истории человеческой цивилиза-
ции, точнее, обратной стороной урбанизации, или попросту гово-
ря городской скученности. Наряду с нарастающей концентрацией
людских масс в городах, завоевательные походы и развитие дальней
торговли — эти главные движетели глобализаций древности и Сред-
невековья — без ведома людей доставляли некогда сугубо местные,
эндемические патогенные микробы в центры скопления населе-
ния. В результате возникала сложная циклическая динамика, своего
рода гонка между приобретением доли иммунитета среди выживше-
го населения и все новыми видами эпидемических бактерий и виру-
сов. Судя по библейским источникам, которые с неожиданной сто-
роны переинтерпретировал Мак-Нил, древнейшими эпидемиче-
скими заболеваниями были какие-то разновидности чумы и холеры,
в позднеримском периоде и Средневековье возникает оспа. Перво-
начально крайне вирулентный и мучительно смертельный сифилис
очевидно был занесен моряками Колумба из Америки. Но в ответ за-
несенные из Европы корь и ветрянка, как показал Мак-Нил, уничто-
жили от половины до 90 % индейцев — самый чудовищный геноцид
в истории человечества, хотя испанские конкистадоры и не пред-
полагали, какое оружие массового уничтожения они несли помимо
мечей и аркебузов. В ответ на столь чудовищные и непонятные со-
временникам людские потери среди обитателей Нового Света, ев-
ропейцы стали завозить биологически стойких рабов из Африки.
И так до самой смертоносной в истории эпидемии — гриппа «испан-
ки», убившей в 1918 г. в несколько раз больше людей, чем Первая ми-
ровая война.
«Чума и народы» писалась в начале 1970-х гг., до выявления вируса
СПИДа и последовавшей паники. Успехи антибиотиков и массовой
вакцинации, как тогда многим казалось, сделали инфекционные эпи-
демии атавистическим пережитком и уделом лишь беднейших стран
Третьего мира. Сегодня звучит курьезом, что в те годы два издателя
подряд вернули уже весьма именитому Мак-Нилу его рукопись, со-
чтя предмет его нового исследования слишком непонятным, узкоис-
торическим и мрачноватым. Увы, оптимизм по поводу техническо-
го прогресса в очередной раз оказался преждевременным. В начале
1980-х гг. «Чума и народы» превратилась в одну из самых влиятель-
ных книг по всемирной истории, а Уильям Мак-Нил был причислен
к родоначальникам новейшего бурно развивающегося направления
науки — экологической истории, стремящейся выявить непростой
и крайне изменчивый характер взимодействия человеческих сооб-
ществ с окружающей средой.
Сам Мак-Нил, впрочем, более скромно называет «Чуму и народы»
развернутым примечанием к своему opus magnum «Восхождение За-
пада». В ходе работы над всемирной историей Мак-Нил постепен-
но осознавал, сколь фундаментальным фактором была демографи-
ческая динамика, в частности эпидемии, которые периодически вы-
кашивали население. Воинский набор для самых известных походов
древности, сбор налогов для поддержания великих империй, созда-
ние городов, храмов, дворцов — все это совершенно напрямую оп-
ределялось тем, сколько людей проживало в той или иной стране
и сколько ресурсов от них можно было получить. По словам Мак-Ни-
ла, «Стремление к мощи» представляет собой второе развернутое
примечание к его версии всемирной истории. Если «Чума и народы»
исследовала систематическое воздействие на человечество микропа-
разитических существ, бацилл и вирусов, то «Стремление к мощи»
должно было высветить травмирующую и трансформирующую роль
макропаразитизма — войн и силовых организаций.
* * *