whitelaw ·
28-Апр-21 20:53
(спустя 4 года 1 месяц)
Вздыбленная сцена, как слетевшая с катушек страна или сошедшая с орбиты планета, и на ней - фонарные столбы, как кресты на Голгофе. Хабенский-Алексей Турбин и Пореченков-Мышлаевский, идеально попадающие в булгаковские образы в современном их понимании (Женовачу действительно удалось, не впадая в соблазн музейной реконструкции спектакля 30-х годов, столь любимого Сталиным, обойтись и без неизбежных, казалось бы, сериальных параллелей и превращения "Белой гвардии" в "Убойную силу"). Лариосик-Семчев, сколь неожиданный, столь и адекватный булгаковскому тексту (смещены только интонации, и говоря о худобе доходяги-Лариосика, герои по-доброму подшучивают над тучностью героя Семчева). Великолепный Белый-Шервинский. Не феерические, но вполне добротные эпизоды в резиденции гетмана и в гимназии.
Современность этой "Белой гвардии" - не в неизбежных перекличках событий пьесы с политической кутерьмой в Киеве (начавшейся, правда, после выпуска спектакля). В этом отношении спектакль даже чуть архаичен - как и у Булгакова, украинские националисты показаны законченными бандитами, хотя на самом деле, конечно, Петлюра был непростым человеком, а его соратник Винниченко - еще и неплохим писателем (его пьесы, написанные в эмиграции и опубликованные в России намного позже, чем даже полная версия "Мастера и Маргариты", я читал подростком). Чем он по-настоящему актуален - темой зависимости, и одновременно независимости человеческих отношений от капризов Истории и ударов Судьбы. Хороших времен не бывает, во все эпохи большая история ломает человеческие судьбы, и то, что для одних - пролог новой пьесы, для других - эпилог уже отыгранной (об этом в финале говорит Лариосик). Но во все времена противостоять этому разрушению может только человеческая близость. СЕРЬЕЗНЫЙ спектакль о людях в историческом времени. Об отношениях людей вне времени успешных постановок немного, но есть, а о конфликте с внешним миром - больше нет. Тем более о трагической, но все же победе любви и дружбы над историей и политикой. А любовь и дружбу актеры Художественного театра зачастую играют убедительнее, чем многие реальные люди вокруг нас, по прихоти природы или волею случая считающие себя женами, братьями или друзьями.