Он превзошел почти на десяток миллионов результаты его других русских киносказок — «Садко» и «Сказка о царе Салтане» (к сожалению, почему-то не удалось выяснить показатели такого масштабного отечественного «исторического боевика», как «Илья Муромец»). Кстати, именно с этой лентой 1956 года лучше всего сопоставлять экранизацию пушкинской поэмы, а отнюдь не с кинематографической версией его же «Сказки о царе Салтане». Сказочно-поэтическая эстетика, как и романтическая история заглавных героев все-таки отступает на второй план. Для Птушко важнее именно постановочный размах этого патриотического киноспектакля не только о торжестве любви, но прежде всего об освобождении от посягательств иноземцев. Сознательно упрощая замысел фильма, все же можно сравнить закономерный зрительский успех «Руслана и Людмилы», например, с популярностью незадолго до этого выпущенной военной эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова. Как раз эта сказочная способность киностудии «Мосфильм» сравнительно дешево (за счет привлечения огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов была моментально утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. Заметим, что и Александр Роу, работавший на студии имени М. Горького, скончался в том же году. И если военные и исторические картины еще с грехом пополам продолжали выпускать вплоть до периода развала государственной системы кинематографа, то мощно постановочные сказки выпали из репертуара главной студии страны. И уже, например, в 1977 году ленту «Мама» при участии «Мосфильма» делала румынка Элизабет Бостан. А свою «Сказку странствий» мосфильмовец Александр Митта, еще пытавшийся соревноваться с далеко ушедшим вперед суперзрелищным кино США, был вынужден снимать в 1982 году тоже с помощью заграницы — в ЧССР и СРР. Какой уж тут «русский дух»!.
Сергей Кудрявцев.
Обзор и качество картинки можно посмотреть здесь:
http://www.vobzor.com/page.php?id=178