Топинамбуры (Валентин Козачков) [1987, Детский/Семейный, Приключения, TVRip]

Ответить
 

Modus_Exciter

Стаж: 13 лет 1 месяц

Сообщений: 91


Modus_Exciter · 10-Апр-20 20:50 (5 лет 6 месяцев назад, ред. 10-Апр-20 20:50)

В детстве очень любил этот фильм. Сейчас, с одной стороны, по-прежнему его люблю за то, что он такой добрый и весёлый, с другой стороны, сейчас становятся заметны нестыковки в сценарии.
Пролог. Дети всем лагерем едут в Тёплое и поют песню про топинамбур. Судя по дальнейшим сценам, это показано с некоторым забеганием вперёд.
Сцена с собаками. Мальчики спасают бездомных собак от живодёрни. После этого они думают, как везти щенка на теплоходе. Не совсем понятно, что это за щенок. На то, что он был спасён от живодёрни, указывает то, что мальчики обсуждают отсутствие у него ветеринарной справки и номерка. С другой стороны, всё выглядит так, будто они к нему уже привязались. Или между этими сценами прошло некоторое время? Косяк №1.
Дети везут щенка на пароходе. В целом, принципиальных отступлений от Носова тут нет, хотя Леночку-сороку можно было бы и оставить, было бы прикольнее.
Дети, забыв, что чемодан был для того, чтобы не спалиться, бегут к диспетчеру, чтобы тот помог им вернуть щенка. Отличная сцена.
Дети идут через лес и, едва не заблудившись, снова выходят к пристани "Лесное" вместо "Тёплого". Как они всё-таки добрались до Тёплого - неясно. Косяк № 2.
Дальше они готовят кашу. По сравнению с фильмом "Дружок", сцена с кашей подвязана к истории со щенком гораздо более органично. Ну и песня про кашу добавляет дополнительного комизма. Можно сказать, что этот эпизод - самая смешная экранизация рассказа "Мишкина каша". Правда, в рассказе ещё написано о том, как они в итоге решили проблему пропитания и достали упущенную посуду из колодца, но всё главное в данном эпизоде сохранено.
После этого Колька пишет эскиз объявления о пропаже щенка и плачет. Не совсем понятно, почему на улице в это время светло. Сколько у них было ночёвок в этом маленьком домике, одна или две? Для двух ночёвок жизнь без еды - что-то совсем хардкорно. Но до и после этой сцены с объявлением на улице ночь. Или объявление они пишут уже под утро? Косяк № 3.
Ночной разговор, стук по крыше, напугавший мальчиков, прибытие остальных детей - тут всё хорошо, вполне добротная экранизация рассказа "Тук-тук-тук". Опять-таки, в целом рассказы Носова состыкованы в одну историю достаточно хорошо и добротно. Фото с детьми на большом дереве, рассуждения о том, что сеять, два чучела в виде Золушки и Бармалея лучшему и худшему огороднику - всё на своём месте и достаточно прикольно. Кроме того, я в принципе не знаю других экранизаций "Огородников" Носова, так что сравнить не с чем.
Дальше мы переносимся в город к соседям мальчиков. Сначала дедушка сочиняет музыку с помощью мелодики и магнитофона, тем же самым занимается дядя Лёня. Непонятно откуда к нему приходят Мишка и Колька и просят помочь дедушке, а потом спеть им детскую песню. Не совсем понятно, вернулись они со всеми или сами отправились домой, чтобы искать щенка. А почему они так веселятся с дядей Лёней, когда у них горе? Косяк № 4.
Дальше они составляют фоторобот собаки с помощью проектора (отличная забавная сцена) и расклеивают объявления. Дальше они отправляются обратно в Тёплое, а тем временем их мамы в городе общаются с теми, кто потерял чемодан или нашёл щенка. Встаёт вопрос, зачем они вообще занялись этим в городе? Ведь теплоход, на котором они не смогли довезти щенка, шёл в Тёплое! Косяк № 5.
По пути в Тёплое им попадается дедушка-пчеловод, которого одолел радикулит. Пока они помогают добраться ему до дома, дети в лагере рассуждают, что искать собаку, когда остальные работают, не по-пионерски. Это сильный ход: человеку свойственно осуждать других людей не за реальные проступки, а за свои домыслы об этом. Ведь то, чем в данный момент заняты Мишка и Колька на самом деле, очень по-пионерски. Отличный эпизод.
Дальше звучит отличная песня про ветер-ветерок, под которую, насколько можно понять, дети из лагеря возвращаются домой. Тоже не слишком удачный эпизод: о том, что дети в основном ночуют дома, можно судить лишь косвенно, по тому, что домик в Тёплом очень маленький, и среди детей на теплоходе нет Мишки и Кольки.
Тем временем Мишка и Колька на пирсе в Лесном ждут теплохода в Тёплое, и откуда ни возьмись появляется мальчик на катере, который сообщает, что теплохода не будет, но он может их подвезти. Почему он называет их огородниками? Видимо, он откуда-то знает про лагерь, но откуда - в фильме не показано. Косяк № 6.
Итого, только в 1 серии есть 6 моментов, которые сценаристу следовало бы прояснить.
Вторая серия начинается с того, что Мишка и Колька снова оказываются в лагере одни и пытаются за ночь вскопать свой огород, чтобы догнать и перегнать товарищей. Примечательно, что мотивация у них в фильме отличается от той, которая была в рассказе. Если в рассказе Мишка пытается использовать свою креативность, чтобы компенсировать недостаток трудолюбия, и читателем рассказа эта затея воспринимается как мухлёж, то в фильме мальчики пытаются именно наверстать упущенное, отработать то время, которое они занимались поисками щенка и помощью дедушке-пасечнику. В эту сцену удачно включен эпизод с длинным корнем. Утром в лагерь приезжают другие дети, и оказывается, что Мишка и Колька впотьмах перепутали участки и ночью вскопали чужой. В целом, тут всё в рамках рассказа Носова, немного только жаль, что ушло обсуждение того, куда девать пень, в рассказе оно было прикольное.
Дальше Колька снова спит в своей кровати, по-видимому, вернувшись из лагеря. Его будит Мишка и подбивает отправиться к деду-пасечнику за пчёлами, чтобы они опыляли топинамбур, который, минутку, ещё не посеян и непонятно, где его вообще брать. К счастью, рассада топинамбура обнаруживается прямо у дедушки. Не зря его мальчики сравнивали со стариком Хоттабычем при первом знакомстве! Увидев эту рассаду, дети начинают радостно танцевать. С одной стороны, эта реакция выглядит очень жизненно. С другой стороны, в фильме отсутствует разговор с дедом-пасечником насчёт того, чтобы взять эту рассаду или хотя бы узнать о том, где её брать. Косяк № 7.
Дед-пасечник говорит о том, что улей, который он даёт мальчикам, надо поставить в тени около поля. Кроме того, он говорит, что до Тёплого рукой подать. Однако почему-то в следующей сцене этот улей оказывается у одного из мальчиков в городской квартире на балконе. Зачем они вообще потащили улей в город? Косяк № 8. И как они вообще умудрились провезти улей на теплоходе после того, как не смогли провезти даже щенка? Косяк № 9.
После этого Мишке попадается какое-то пособие по акупунктуре, и дети начинают эксперименты с пчёлами. В итоге покусаны все соседи, а сами мальчики так вообще слегли, сильно искусанные. Они начинают переговариваться стуком по батарее, и один из соседей приносит им телефон, чтобы стук не мешал окружающим. С этого начинается фрагмент, напоминающий рассказ "Телефон", но в сильно урезанном виде. В отличие от "Мишкиной каши", где под нож пошли второстепенные детали, из рассказа "Телефон" вырезано много важного, в результате чего, теряется его смысл в целом. Косяк № 10.
Пока мальчики отлёживаются после укусов, за дело взялись их мамы, которые приезжают в лагерь, сажают топинамбур и возвращаются домой. После этого мальчики продолжают бурную самодеятельность в городе, снимают ролик с извинениями по поводу пчёл. Как-то неловко за детей, которые занимаются всякой фигнёй, пока их товарищи работают в лагере.
Сразу же после этого видны заросли цветущего топинамбура и пчёлы. Видимо, улей всё-таки занял своё место на поле, а мальчики вернулись к работе по уходу за посевами. Однако ничего из этого не показано: такое ощущение, что после того, как мамы мальчиков посеяли неизвестно откуда взятый топинамбур на их участке, он рос сам собой, пока у ребят были более важные дела в городе, и вырос отлично. Могли хотя бы нарезку с работой на поле под песню показать. Косяк № 11.
Дальше рок-оперу дедушки-соседа снимают и показывают, дедушка очень рад. В принципе, после сбора урожая почему бы этим не заняться, только данная линия в фильме вообще излишняя, ничего, кроме пары неплохих песен, она туда не привносит. Этого ни у Носова не было, ни фильму на пользу не идёт.
Дальше фильм не вызывает никаких нареканий: щенок найден, причём всё у того же старика Хоттабыча-пчеловода, что опять-таки подчёркивает образ эдакого доброго волшебника. После этого дети сами добровольно отказываются от щенка, видя, что он уже привязался к внучке пчеловода. Во время холодов они растапливают печку в подвале. При этом они устраивают в доме потоп, но благодарный дедушка, которого они показали по телевизору, призывает не корить детей за хорошую инициативу, они не виноваты, что не всё сделали технически правильно. Ну и самый финал фильма, когда они находят в подвале нового замёрзшего щенка и согревают его своим теплом ставит жирную точку в этой истории. За этот финал прощаешь данному фильму все косяки. Но когда начинаешь обо всём этом думать, всё время остаётся беспокойство: ну неужели нельзя было довести сценарий до ума, чтобы всех этих нестыковок вообще не было?
[Профиль]  [ЛС] 

Petimka

Стаж: 7 лет 9 месяцев

Сообщений: 299

Petimka · 04-Мар-21 22:00 (спустя 10 месяцев)

А может фильм просто покромсали, поэтому и перепады такие? Длительность-то у него маловата для советского стандарта.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error