Почему сейчас никто не пишет букву "ё"?
Анжелика Росомахова Мастер (1958), Вопрос закрыт 3 года назад
Даже интернет-проверка орфографии всегда эту букву-страдалицу выделяет красным цветом! В учебнике русского языка буква "Ё" только на обложке.. Абыдна, да?
Дополнен 3 года назад
А почему все про клавиатуру говорят? На бумаге уже никто не пишет?
2 Нравится
Подписаться
Лучший ответ
Елена Конюхова Мудрец (19327) 3 года назад
Непростая судьба выпала на долю буквы Ё. Долгие годы про неё не вспоминали, словно забыли про её существование. И, как всегда бывает в таких случаях, борцы за возвращение седьмой буквы алфавита порой перегибают палку: бездумное употребление буквы Ё может исказить смысл текста.
На самом деле в имеющихся «Правилах русской орфографии и пунктуации» приводятся необходимые уточнения, где говорится, что кроме текстов с последовательно употребляемым знаком ударения (к которым относятся, в частности, заголовочные статьи большинства словарей и энциклопедий и тексты, предназначенные для изучающих русский язык как неродной) буква ё должна последовательно употребляться в текстах, адресованных тем, кто ещё недостаточно владеет навыками чтения: в учебных и художественных произведениях для детей младших возрастов. В одном из примечаний специально оговорено, что любой автор вправе печатать свои материалы, последовательно употребляя букву ё.
Но для основной массы текстов правилами сохраняется выборочное употребление ё. Рекомендации сведены к трём пунктам: 1) для обеспечения правильного опознания слова (всё, нёбо) , 2) для указания правильного произношения слова (сёрфинг, твёрже) , 3) в собственных именах (Конёнков, Олёкма) .
В правилах уточнено, что в части случаев, относящихся к первым двум пунктам, ё употребляется для указания места ударения в слове: узнаём (чтобы отличить от узнаем) , приведённый (чтобы предупредить неправильное ударение приведенный) .
Если печатные органы будут строго придерживаться правил, утверждённых в 1956 году и подтверждённых новым справочником (с добавлением разрешения последовательно употреблять ё по желанию автора) , не должно возникать никаких казусов.
Необходимо обосновать, почему новые правила не вводят последовательное употребление буквы ё для всех текстов. В предыдущей моей статье объяснялось, что овладевший процессом чтения читатель не испытывает затруднений при чтении книг, в которых буква ё употребляется только в сформулированных действующими правилами необходимых случаях. Предвижу возражение: зачем же «экономить» , ведь маслом каши не испортишь, не лучше ли, не мудрствуя лукаво, писать всегда все слова с буквой ё? Постараюсь показать, что введение обязательного употребления ё для всех текстов таит в себе опасность.. . для русской культуры.
В передовых рядах «борцов» за букву ё оказалась «Литературная газета» . И в первом же номере за 2004 год, в котором было объявлено, что отныне газета печатается с ё, она продемонстрировала, в чём заключается эта «опасность» . Приведена такая цитата из Державина: «...Проходят годы, дни, рёв морь и бурей шум... » О том, что у авторов XVIII—XIX веков мог быть только рев, свидетельствуют приведённая А. В. Суперанской рифма присмирев – рев из «Полтавы» и другие пушкинские рифмы: напевом – ревом («Послание к Галичу») , присмирев – рев – гнев («Обвал») , гнева – рева («Езерский») .
Как сказано в статье А. В. Суперанской, академик В. В. Виноградов при обсуждении правила об обязательном написании буквы ё «очень осторожно подходил к введению этого правила, обращаясь к поэзии XIX века» . Приведены его слова: «Мы не знаем, как поэты прошлого слышали свои стихи, имели ли они в виду формы с ё или с е» .
Во многих случаях мы это знаем на основании рифм, например: совершенно – непринужденно, окровавленный – нетленный, утомленный – блаженной, возвращенный – смиренный, слезным – любезным, смущенный – отменной, усыпленный – блаженный, умиленным – бесценным («Евгений Онегин») , раскаленной – вселенной («Анчар») . И те слова и формы, произношение которых нельзя установить на основании рифм, мы не имеем права передавать в печати с буквой ё, руководствуясь современными нормами. Введя «обязательное» ё как общее правило, мы не убережём тексты наших классиков от варварской модернизации.
В то же время действующие правила, если их последовательно и внимательно придерживаться, снимают большую часть «трудностей» .
Здесь можете прочитать о появлении буквы Ё: Источник:
http://www.gramota.ru/biblio/magazines/nauka_i_zhizn/28_628
2 Нравится
Комментировать
Ссылка
Пожаловаться
Vladimir Andreev Просветленный (20206) 3 года назад
Что это за заумь такая?! Так не печатайте же эту букву в произведениях классиков, где должна звучать Е. Пусть там вселенная остаётся раскаленной, тем более, что этого требует рифма. А вот металл в кузнечном цехе всё равно будет раскалённым. Абсолютно никакого вреда классической литературе употребление буквы Ё на её законном месте нанести не может.
Ответить
Пожаловаться
Елена Конюхова Мудрец (19327) А никто и не призывает отказываться от буквы Ё вовсе. В той же классической литературе эта буква иногда бывает просто необходима. Например, в оригинале «Онегина» было 43 слова с буквой ё, и почти из всех в советское время она была нещадно выкинута. Знаменитая фраза:
«Мои богини, что вы, где вы
Внемлите мой печальный глас!
Всё те же ль вы?» Здесь Пушкин имел в виду - не изменились ли вы, а мы воспринимаем - «все те же ль вы» - в том же ли вы составе,
Другой вопрос, что необходимо использовать правила написания буквы Ё там, где это необходимо. По существующему правилу бууква ё пишется в следующих случаях:
1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное).
2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова. например: река Олёкма.