Уважаемые читатели!
На 62-м году жизни скончался канадский рестлер Родди "Рауди" Пайпер.
На родине его помнят как участника специфически североамериканского развлечения, в остальном мире воспринимаемого как дурость. Для нашего зрителя малоинтересно, что в 1980-х годах Р. Пайпер "был многолетним официальным соперником Халка Хогана" или что "он носил на ринге килт". Мир, в котором ярмарочно разодетые силачи изображают смертельных врагов, бьют друг дружку с притопом табуретами и болонками, с разбегу запуляют друг друга об канаты и бережно приземляются друг на друга сверху стокилограммовыми тушами без всяких серьёзных последствий - нам чужд.
Но Родди Пайпер, в отличие от сотен других рестлеров, был известен и у нас. В видеосалонах конца 80-х - начала 90-х демонстрировали малобюджетный независимый фильм знаменитого режиссёра Джона Карпентера (когда-то он создал сразу несколько киножанров, а сейчас в тени и практически на пенсии) "They Live". У нас его называли "Они живут", или "Пришельцы среди нас", и так далее.
Это был фильм со странной историей, поставленный, если верить титрам, по коротенькому рассказу "8 часов утра", опубликованному в конце 1960-х годов. Позже очень похожий рассказ опубликовал Стивен Кинг, назвав его "Люди 10-го часа". В 1989 году история попала в кино, и отголоски мы до сих пор наблюдаем в масс-культуре.
Это был, короче, тот самый фильм, в котором "один чувак нашёл солнечные очки, через которые увидел, как всё на самом деле". Вся реклама, СМИ и телевизор превратились вот в это:
А часть людей на улицах - на вид самая процветающая и приличная - оказалась вот этим:
Посетителей видеосалонов позднего СССР пленило то, как отреагировал герой Родди Пайпера на резкое изменение обстановки. После небольшого замешательства
Он вооружился и стал убивать инопланетян - которые, как выяснилось по ходу фильма, используют планету Земля в качестве "третьего мира", колонии, места для добычи ресурсов, бизнеса, дешёвых секс-услуг и вообще эксплуатации.
Фильм запомнился
фразой, которая позже многократно использовалась в различных произведениях масс-культуры, едва ли не самой длительной в истории кино дракой между двумя положительными персонажами (герой силой пытается надеть на знакомого очки и показать ему, как выглядит мир на самом деле), а также героической смертью главного героя во имя свободы человечества.
...Этот фильм, несмотря на культовый статус и на повальную моду на римейки последних лет (пересняты чуть ли не все фильмы того же Карпентера - от "Хэлоуина" и "Налёта на 13-й полицейский участок" до "Твари", она же "Нечто") - ни разу не переснимался.
И у меня есть версия, уважаемые читатели, почему.
Дело в том, что в обычных фильмах про "нашествие инопланетян, замаскированных под нас" - после появления инопланетян привычный уклад жизни простого западного человека вдруг начинает портиться и меняться в какую-то странную, нехорошую сторону.
А в этом фильме герой обнаруживает, что продукт злобной деятельности инопланетян, замаскированных под нас - это и есть та хорошая, годная жизнь со СМИ, рекламами, успехом, свободой слова и демократией. Политики вон выступают:
Иными словами - это была картина не о том, "как наш образ жизни попытались подорвать злые пришельцы, и мы должны его отстоять", а о том, что "наш образ жизни создан злыми пришельцами и должен быть изменён".
...Кстати, западные некрологи, посвящённые Пайперу, в большинстве своём его единственную известную кинороль как-то не вспоминают.