Библиотека "История и философия науки" (1824 - 2010гг.) - 01.09.2010г. [разные]

Ответить
 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 10-Апр-11 11:17 (13 лет 8 месяцев назад, ред. 19-Апр-11 19:31)

Пришло время реферата и пошли соответствующие вопросы: "Что это такое и как с ним бороться?". Например:
fdsfdsfdsfdsf писал(а):
Интересует ..."Физика Ландау".
Видимо требуется методическое разъяснение. Начал писать и текст разрастается, поэтому разобью на части. Выкладываю первую часть, далее добавлю другие (если, конечно, это нужно).
Часть 1
Работа над рефератом состоит из этапов:
1) Выбор темы;
2) Подбор литературы (документально-исторического комплекса - ДИК) и его параллельное изучение;
3) Написание основного текста;
4) Рефлексия и написание заключения.
Далее подробнее по этапам.
1. Выбор темы реферата. Но вначале немного о цели написания. Для себя надо выбрать, что я хочу: 1) "Сдать и себе ни чего не оставить"; 2) "Что бы было интересно и полезно для своего развития и написания диссертации". В случае:
1) - дальше не стоит париться и почитав немного об "ХХХХ" (подставить по желанию) - написать, что понравилось. Остальное зависит от установки препа - это он должен аспирантам сказать, что он будет требовать или, если не "соизволил" сказать, - как "карта ляжет". Научные руководители аспиранта обычно откровенно не понимают смысла не только написания реферата, но и экзамена вообще. Они ведь сдавали экзамен еще по "Философии марксизьму-ленинизьму", от которой их еще и сегодня тошнит.
2) - если выбрали этот путь, то важно понимать не только собственную мотивацию, но и конечную учебную цель: "получение навыка применения концепций курса ИФН для анализа конкретной научно-исторической ситуации". Т.е. курс дает знания как инструмент для исследования и понимания условий, определивших в то время процесс познания, а также принятой конкретными учеными методологии исследования. Иными словами: в реферате надо продемонстрировать, что я изучил курс и умею (получил навык) применять эти знания для анализа процесса научного познания в истрически определенной ситуации.
При выборе темы надо определиться с тем, какой "аспект бытия науки (техники)" меня интересует, а их в соответствии с программой ВАК м.б. три, наука как :
= система знания;
= деятельность;
= социальный институт.
(для техники этих аспектов четыре - добавляется еще техника как "артефакт", но для реферата можно оставить три).
В курсе должны были об этом говорить, рекомендую посмотреть. Ниже об этом ещё немного будет сказано. Далее в выборе темы возможны разные варианты, например:
а) предшественники в собственном диссертационном исследовании - можно сделать реферат как часть введения к диссеру. Это наиболее сложный, но и н.б. полезный, интересный вариант. Рекомендуется, если сам являешься уже специалистом в узкой области. Здесь можно рассматривать вклад конкретных ученых (тогда это наука как деятельность) или собственно процесс решения проблем в конкретных теориях (это методология научной деятельности или формирование теории как системы знания);
б) интересный для аспиранта конкретный историко-научный этап или вклад конкретного ученого. При этом важно, чтобы в исследовании были оба уровня - эмпирический и теоретический. Брать можно от Евклида и Архимеда до самых современных. Но технические разработки лучше не брать, т.к. техника обычно развивается за счет "парадигмальных привовок", переноса подходов из разных областей и обычно сразу из нескольких. Тема очень сильно разветвляется, слишком много линий надо будет проследить. Например, очень современная тема о лазерах: идея вынужденного излучения от Эйнштейна, а техническое решение - до десятка направлений технических проблем (источник энергии, получение инверсии, снятие энергии, образование генерации, проблемы расходимости и т.д. и т.п.). Аспекты рассмотрения - те же самые, но надо выбирать в хорошо описанных в литературе исследованиях, ведь для тебя это слабо неизвестная область (даже законы Ньютона, как показывает практика, аспиранту мало понятны, но не как уравнения, а как процесс формирования теории).
в) сущность и значение определенного метода научного познания (интегральное исчисление, моделирование, эксперимент, индуктивный, дедуктивный и др.). Здесь опасность: провалиться в глубокую теоретическую проблему, например, в методе численного моделирования - возможность математизации физики с учетов проблемы математического континуума, поставленной элеатами, и решения этой проблемы, предложенного Р. Декартом;
г) становление и развитие некоторой научной (научно-технической) теории. Здесь также аспекты - см. а) и б);
д) философские проблемы науки или техники (из общей или специальной частей курса) - а здесь - сплошная философия, читать и читать. И др.
Подходы к написанию реферата в зависимости от варианта темы несколько различаются, но есть и общее. Некоторые полезные сведения можете найти в пособии по написанию реферата в методическом развделе этой раздачи.
Коней первой части.
[Профиль]  [ЛС] 

aleksanyan_artur

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 27


aleksanyan_artur · 11-Апр-11 16:52 (спустя 1 день 5 часов)

Помогите найти эту книгу.
Бучило, Исаев, История и философия науки
издательство: Проспект
дата выхода: июль 2010
ISBN 978-5-392-01570-2
спасибо.
[Профиль]  [ЛС] 

Klopogol

Стаж: 13 лет 8 месяцев

Сообщений: 14


Klopogol · 16-Апр-11 09:37 (спустя 4 дня)

Спасибо! Отличная подборка. Скачал, стою на раздаче.
[Профиль]  [ЛС] 

truel3

Стаж: 13 лет 10 месяцев

Сообщений: 10


truel3 · 17-Апр-11 10:05 (спустя 1 день, ред. 18-Апр-11 12:25)

aleksanyan_artur писал(а):
Помогите найти эту книгу.
Бучило, Исаев, История и философия науки
издательство: Проспект
дата выхода: июль 2010
ISBN 978-5-392-01570-2
спасибо.
у меня она есть, сканер тоже, но я новичок не умею выкладывать
благодарю от души! а где теория времени Лолаева
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 19-Апр-11 20:44 (спустя 2 дня 10 часов, ред. 20-Апр-11 07:16)

Продолжим методические рассуждизмы по теме: "Что такое реферат и как с ним бороться".
Часть 2.
2) Подбор литературы (документально-исторического комплекса - ДИК).
Главная здесь проблема - не промахнуться и не утонуть в "...ну очень интересном" материале, а с учетом возможностей Инета его (материала) - без гранц. Поэтому надо четко определить: что надо брать? Нужно не просто интересное, а исторические свидетельства о выбранном научно-историческом этапе. Но к любым свидетельствам необходимо относиться осторожно, учитывая их особенности и субъективность. Эти свидетельства бывают трех типов:
а) Свидетельства участников событий (непосредственно были затронуты и вовлечены, "живые свидетели"). Это мемуары, воспоминания о научных спорах, юбилейные выпуски, проблемные сборники и т.д. Особенность: субъективная вовлеченность и, зачастую, острая полемичность, предвзятость, односторонность оценок и т.д. При это возможны и довольно необоснованные суждения. Приходится критически оценивать и просеивать материал не принимая всё за "чистую монету".
б) Свидетельства иностранцев, каковыми могут быть не только истинные иностранцы, но и представители других научных отраслей и школ, имеющие другой профессиональный взгляд, не вовлеченные непосредственно в субъективное восприятие событий. Здесь особенность: более критический и объективный взгляд или, наоборот, не понимающий суть проблем узкий профессионализм.
в) Свидетельства потомков. Это уже косвенные показания и результаты анализа, основанного на предыдущих материалах. Эти источники важны возможной обширностью охвата проблемы, глубиной анализа или критичностью исследования. Зачастую в таких исследованиях формируются обширные документально-исторические комплексы, которые сами становятся объектом последующего научно-исторического анализа.
Как показывает опыт, чаще всего первая редакция реферата (после исходного оконтуривания и согласования темы) не идет дальше ДИКа, это нормально: сколько не читай о способах плавания, но воды первый раз все-равно нахлебаешься. Аспирант обычно приносит обширную подборку материала по истории конкретного научного события (особенно, если это в области его непосредственных научных интересов) и с восторгом объясняет, как это интересно. При этом оказывается очень сложно объяснить, что исторические данные ему, конечно, интересны, но преподавателю они собственно и не нужны. Поверьте, после того, как просмотришь или выслушаешь далеко за пятьсот таких "опусов", уже сложно чему-либо удивляться или заинтересоваться (однако, все-таки хотя и редко, но ещё бывает). Задача аспиранта не просто подобрать ДИК, а превратить историческое в логическое, т.е. выделить (увидеть) в историческом процессе определенные закономерности, а для этого собственно и служат концепции курса как "очки", через которые надо рассмотреть материал ДИКа. Поэтому можно рекомендовать: не нести сразу первую редакцию на рассмотрению препу, а отложить её на короткое время, отвлечься (в меру "своей распущенности"), а уже потом, на свежую голову (поэтому лучше не в понедельник) опять посмотреть со стороны: а не ограничился ли я только описанием исторического: "видом из окна поезда времени на исторические ланшафты": Смотри, Гюйгенс с хронометром пробежал, а вон - Ньютону яблоком перепало. А вон там Лебедев алгоритм ЭВМ тащит". Ну, братцы: пожалейте препов, ведь опять в который раз... А ещё некоторые умельцы из сожаления к "ценности" материала наваляют странц этак 30-35, сколько не проси: не больше 20-ти.
Не могу не поделиться и приятным: если знать общий маршрут "столбовой догоги" научно-технического развития западной цивилизации, то имеется возможность выбираемые аспирантами темы формулировать без повторений. В итоге можно выложить ("замастить") эту дорогу, хотя и мозаично, но достаточно плотно. А если этих "камушков" значительное количество, то получается красивая и понятная в деталях картина истории западной цивилизации. Правда на это (обтесывание "камней" и их выкладывание) незаметно уходит вся жизнь. Но вид картины, поверьте, того стоит!
Конец второй части, дальше будет.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 23-Апр-11 09:21 (спустя 3 дня)

Пока отзывов на методические рассуждизмы нет, но хотелось бы услышать: А они вообще интересны кому-то или не стоит тратить время?. Кроме того: может какие-то моменты не понятны и требуют уточнения, что хотелось бы Вам увидеть в этих текстах? Отзовитесь.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 01-Май-11 16:12 (спустя 8 дней, ред. 05-Май-11 22:18)

Продолжим тему: "Что такое реферат и как с ним бороться".
Часть 3. Написание основного текста
Можно ИХМО рекомендовать следующую структуру реферата (общая схема):
1. Введение
1.1. Социально-исторический контекст
1.2. Научно-историческая ситуация
1.3. Проблематизация
1.4. Выбор концепций курса
2. Основная часть
(Далее последовательно описываются нужные для анализа идеи соответствующих тем (концепций) курса и результат их применения для анализа темы):
2.1. Тема курса А.
2.2. Тема курса В и т.д.
3. Заключение (выводы)
3.1. Предметное (по результатам анализа темы)
3.2. Рефлексия (самоанализ работы над рефератом, возникшие проблемы, результат для саморазвития)
4. Литература дается по форме ВАК (по тексту реферата необходимо давать ссылки на источники реферируемого материала и цитат, по форме требований ВАК)
5. Приложения (Документально-исторический комплекс в минимальном объеме наиболее пригодившихся данных)
Как уже говорил, при выборе темы надо было определиться с тем, какой "аспект бытия науки (техники)" интересует, а их в соответствии с программой ВАК м.б. три (для техники – четыре), наука (техника) как :
= система знания;
= деятельность;
= социальный институт.
= как "артефакт" (для техники).
1) Наука как система знания
Обычно такая тема связана с историей какой-то отрасли науки (теории) и вкладом конкретных ученых в её становление. Результат рассмотрения удобнее всего представить в виде структуры этой теории, включающий следующие элементы:
Теоретическая схема (по В.С. Степину), ТС - модель исследуемого объекта, состоящая из абстрактных и идеальных конструктивов, она замещает объект в научно-теоретическом исследовании, содержит в себе основные представления о его существенных элементах и формах пространственно-временных отношений и зависимостей;
Математический формализм (МФ) и его интерпретация (И) на ТС – выраженные в математической форме пространственно-временные законы связей элементов ТС. Так например, второе уравнение Ньютона в математической форме имеет вид А=ВС, и только после интерпретации на ТС классической механики приобретает смысл механического закона. В реферате желательно приводить только минимальное количество окончательных уравнений, необходимых для интерпретации. Как отмечали Эйнштейн и Инфельд в книге «Эволюция физики», каждая формула снижает число читателей (и, соответственно, ценность реферата) вдвое;
Факты науки (ФН), принятые в основание области определения рассматриваемой теории;
Парадигмальные образцы решения задач – способы приведения ТС, МФ +И к некоторым частным случаям. У Ньютона в «Математических началах…» это около 700 стр. из всего труда. У Степина это названо "операционализацией";
Методология и использованные при построении теории методы (не плохо показать, почему именно данный ученый сумел решить проблему, какие методы, гипотезы и т.д. он при этом использовал);
Основания науки (ОН) – можно ОН частично охарактеризовать параллельно с описанием социально-исторического контекста и научно-исторической ситуации.
Данная схема применима для структуры естественнонаучной и технической теории, а для строения знания о техническом объекте (например, для конкретных типов технических устройств) строение будет другое, но об этом – потом).
Дальше будет.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 05-Май-11 23:22 (спустя 4 дня, ред. 10-Май-11 06:38)

Продолжим тему: "Что такое реферат и как с ним бороться".
Часть 3. Написание основного текста (продолжение 1)
2) Техника как система знания
Здесь целесообразно различать варианты:
а) техническая теория как система знания – её строение сходно с естественнонаучной теорией (см. выше), но в элементах, естественно, отличается. Так например, в термодинамике, как технической теории об идеальной тепловой машине, теоретическая схема является конструкцией из элементов, представляющих в абстрактном и идеальном виде технические и/или естественные образования, а именно:
Тело 1 – неограниченный резервуар с температурой Т1,
Тело 2 – то же, но с температурой Т2,
Рабочее тело (РТ) – сосуд с газом и поршнем, в котором могут протекать изотермические или адиабатические процессы в зависимости от варианта объединения/изоляции с Телами 1 и 2,
Переключатель П1 – обеспечивает необходимое исследователю объединение/изоляцию РТ с Т1 или Т2.
Соответственно, математический формализм описывает адиабатический или изотермический процесс, происходящий при заданном варианте переключения в РТ.
Отличия будут и в других элементах, например, методология техники опирается не на научные критерии истины, а на прагматизм и т.д.
б) система знания о техническом объекте (СЗТО) имеет следующую структуру:
- Теоретический уровень, состоит из трех теоретических схем: 1) Поточная схема (естественный план представления объекта); 2) Функциональная схема (математическое представление); 3) Структурная схема (искусственный план);
- Эмпирический уровень: 1) Знания о конструктивном воплощении объекта; 2) Знания о технологии его изготовления; 3) Эксплуатационные знания; 4) Нормативно-методические знания, обосновывающее конструктивные и методологические виды инженерной деятельности.
- Математический формализм в основном вписан в соответствующие функциональные схемы.
- Методы: здесь процедуры «Онтологизации», «Сведения», «Математизации» и т.д.
Да, что-то методический текст вырос до необозримых размеров. Надо вовремя остановиться, может продолжу, если будут подходящие вопросы. Поэтому, пока – все.
РС1: в заключении все-таки еще добавлю следующее. На практике, при подготовке реферата одним из самых сложных вопросов становится вопрос о выборе концепций курса как «инструментов», необходимых для раскрытия темы реферата. Для этого автору реферата необходимо уже понимать содержание этих концепций и в каких случаях они эффективны. Здесь может спасти совместное обсуждение на семинарах. Но при этом мы входим в область методики преподавания, которая у каждого преподавателя своя. Поэтому замолкаю.
РС2: В рекомендациях рассмотрен только один вариант темы реферата - наука (техника) как система знания. Если будут вопросы по другим вариантам темы, постараюсь ответить. Успехов.
[Профиль]  [ЛС] 

satarsa

Стаж: 18 лет 2 месяца

Сообщений: 6

satarsa · 10-Май-11 11:59 (спустя 4 дня)

Спасибо огромное за раздачу. Несмотря на то, что я филолог, а не технарь, она очень пригодилась (через месяц, перед самым экзаменом, наверное, ещё больше пригодится=)).
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 10-Май-11 22:50 (спустя 10 часов)

satarsa писал(а):
Спасибо огромное за раздачу. ... она очень пригодилась (через месяц, перед самым экзаменом, наверное, ещё больше пригодится=)).
Несомненно, чем ближе ... А спасибо передаю всем раздающим. Невероятно, но ежедневно около сотни людей поддерживают раздачу и так в течении многих месяцев, молодцы! Успехов
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 14-Май-11 09:53 (спустя 3 дня)

Продолжим тему: "Что такое реферат и как с ним бороться".
Часть 3. Написание основного текста (Продолжение 2)
Теперь рассмотрим аспекты бытия
3) Наука (техника) как деятельность
Здесь рассматривается конкретный ученый (группа ученых, научная школа) и процесс решения ими конкретной научной или технической проблемы. Схема реферата подробно рассмотрена в представленном в раздаче пособии по написанию реферата (раздел 01 Учебно-методический материал/ Методическое пособие к реферату по Истории и философии науки - 2006.doc). Поэтому идем дальше.
4) Методы деятельности в науке (технике)
Здесь возможны варианты (аспекты) рассмотрения:
а) духовные средства познавательной деятельности
Данный вариант темы реферата направлен на исследование сущности и назначения конкретного метода (при этом определяется круг решаемых при помощи этого метода познавательных проблем), его места в общей системе методов научного (технического) познания (соответственно, на эмпирическом и/или теоретическом уровнях), история становления метода и решавшиеся при этом проблемы по его разработке.
Например, в теме «История становления интегрального исчисления» можно начать с методов исчерпания в античности и через средневековье прийти к приближенным методам численной математики (объем бочек, флюксии Ньютона, Лейбниц), а затем к новому пониманию предела и превращению дифференцирования и интегрирования в методы точной математики. Не плохо было бы при этом коснуться проблем дискретности/непрерывности пространства/времени (от элеатов), проблемы математизации естествознания в связи с математическим пространством как континуумом и подходов к её решению (Декарт, Кант и Кантор) и т.д.
Возможно рассмотрение методов систематизации знания и построения теории (индукция, гипотеко- и аксиоматико-дедуктивные методы, метод принципов, абдукция, прагматизм). А можно рассмотреть в целом структуру методологического знания (философия как методологи; логические, общенаучные и частнонаучные методы) и т.д.
б) техника научной и научно-технической деятельности
Рассматривается конкретный вид технических объектов (ТО), его сущность и назначение, место в системе других служащих человеку ТО и в историческом ряду развития ТО. Этот вариант близок к рассмотрению техники как артефакта (аспект бытия техники). Рассматриваются этапы становления материальных средств деятельности и их назначение. При этом определяется место и особенности взятого в теме реферата ТО:
= орудия труда, механизмы – преодолевают физические ограниченности тела человека, приводятся в действие мускульной силой человека или животных;
= машины – тоже, но приводятся в действие природными силами (вода, ветер) или углеводородными (тепловая энергия дров, угля, нефти, газа) и искусственными (АЭС, термояд) источниками;
= АСУ – преодолевается ограниченность психики человека как управляющего агента;
= ЭВМ – инструментально-техническое расширение возможностей мышления человека.
Здесь уместно будет поговорить и об экологических, и о социальных и других последствиях развития техники (глобальные кризисы, техника и власть, дегуманизация человека, оценка техники, интернет и общество и т.д.).
5) Наука (техника) как социальный институт (СИ)
На основании системного подхода выявляются элементы СИ и раскрываются этапы становления элементов и СИ в целом. Например тема: "Становление электротехники как СИ":
1. Этапы становления: = научный (создание технической теории); = научно-технический (разработка знаний о техническом объекте, лабораторный образец); = инженерно-производственный (КД, технология, эксплуатационная документация, опытный образец); внедрение (создание социальной системы по изготовлению, использованию и модернизации ТО в экономической, бытовой и др. сферах).
2. Элементы СИ (формируются последовательно на этапах становления СИ): = социальный заказ, функции (роли) СИ в обществе (для электротехники, например, расширение силовых возможностей человека); = формирование кадров и научной базы (коммуникация и трансляция знаний, научно-технические журналы, учебные кафедры, ВУЗы, НИИ, государственные программы...); = техническая база (н-т. организации, производство, отрасли промышленности...); = формирование отраслевых норм и ценностей и т.д.
Ну вот, схематично, кажется и все.
РС: забыл о заключении в реферате. Здесь два аспекта: = выводы по содержанию проведенного аспирантом исследования конкретной темы в реферате; = рефлексия: самоанализ, что оказалось сложным, в чем получил саморазвитие, чем может быть будет проведенная работа и накопленный опыт полезен дальше. Вот теперь уже все. Успехов.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 21-Май-11 10:40 (спустя 7 дней)

Вот незаметно и пришло время экзаменов. Что можно пожелать?
1) Не пытаться относиться к ИФН как к "китайскому языку - впереди ещё целая ночь, успеем". Нет, не успеете, необходимо привыкнуть к иному смыслу слов, ведь говорится все на таком знакомом языке, вроде все просто.
2) Однако при этом бесполезно пытаться освоить весь материал на полную глубину: это как в анекдоте про здоровье - "и не надейтесь", да к тому же и ненадо, не всем надо быть философами, надо и саму науку ведь делать.
3) На экзамене категорически не рекомендуется отсутствие конкретного ответа заменить просто болтовней вроде бы знакомых слов. Каждое наугад и не правильно сказанное слово показывает незнание и провоцирует дальнейшие вопросы, болтовня как "трясина засасывает незаметно" и делает очевидным, что почвы под ногами нет.
4) Оставьте чуть-чуть не договоренными хорошо проработанные вопросы - как капкан для препа, наверняка сам спросит, вот здесь и будет возможность блеснуть. Не плохо вставить: "Как мне представляется...", "Я думаю что...", т.е. намекнуть, что не просто знаете, но и за пределами ответа кое-что еще понимаете, это у Вас вызывало при подготовке раздумья, даже пытались рефлексировать, осмыслить, но не все говорите...
Успехов, сдать ИФН на хорошо и отлично, а главное в последующем - защититься.
[Профиль]  [ЛС] 

Rocket-h

Стаж: 16 лет

Сообщений: 51

Rocket-h · 13-Июн-11 19:57 (спустя 23 дня)

Большое спасибо! Гениальная подборка! То приходится тратить много времени на поиск литературы, а здесь уже можно сразу садиться за изучение.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 16-Июн-11 19:55 (спустя 2 дня 23 часа)

Rocket-h писал(а):
...можно сразу садиться за изучение.
Взаимно, спасибо за хороший отзыв. Но Вы меня при этом и удивили. В середине июня уже позно изучать, завершаются все экзамены и у студентов, и у аспирантов. Следовательно - это уже ставите себе задачу на следующий учебный год! Супер похвально, при такой целеустремленности нет сомнения, что всё в жизни сложится успешно, чего и желаю!
[Профиль]  [ЛС] 

Rocket-h

Стаж: 16 лет

Сообщений: 51

Rocket-h · 20-Июн-11 22:42 (спустя 4 дня)

Большое спасибо за добрые пожелания! Вы правы, это будет в следующем году, да и дисциплины гуманитарного толка, а не технического (сугубо философская часть подборки в любом случае пригодится). Просто опыт подсказал, что философия за неделю не учится - её надо сильно заранее просто читать и читать.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 22-Июн-11 09:24 (спустя 1 день 10 часов)

Rocket-h писал(а):
...это будет в следующем году... философия за неделю не учится - её надо сильно заранее просто читать и читать.
Совершенно верно, философия - это новые смыслы знакомых слов, а также много новых и не понятных слов. Но главное - это новый способ думать (мыслить). Поэтому заранее - это очень правильно, но опасно промахнуться с направлением и читать не целенаправленно (хотя и это может быть очень интересным и полезным, но не ведет прямым путем к конкретной цели).
Как будет называться курс и где (аспирантура или институт)? Задачи разные и разделы библиотеки нужны будут разные. Может сумею подсказать и облегчить задачу, ведь прочитать все даже только из этой раздачи не возможно в ограниченный срок. Пишите.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 08-Авг-11 07:35 (спустя 1 месяц 15 дней)

malaviez писал(а):
Я бы еще Ясперса добавил
Спасибо за предложение и внимание к библиотеке. У меня также было еще много мыслей об авторах, которых полезно иметь в библиотеке. Но "придавил" эти желания в связи с объемами. Может к сентябрю обновлю раздачу, но надо выбрать момент, чтобы не навредить качающим. Успехов в отдыхе и делах.
[Профиль]  [ЛС] 

NewBlood

Стаж: 16 лет

Сообщений: 198

NewBlood · 28-Авг-11 23:29 (спустя 20 дней)

Красиво и интересно пишете - спасибо! Ещё отпишусь на свежую голову... а пока вопрос: какая литература будет полезна для медико-биологического профиля (из раздач и вообще)? Кроме учебников Хрусталева ничего не знаю, не знаю и о том, есть ли принципиальная разница между его "Общим курсом философии" и "Философией науки и медицины" (последней, видимо, ещё в сети нет...).
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 04-Сен-11 12:50 (спустя 6 дней)

NewBlood писал(а):
... а пока вопрос: какая литература будет полезна для медико-биологического профиля (из раздач и вообще)? Кроме учебников Хрусталева ничего не знаю, не знаю и о том, есть ли принципиальная разница между его "Общим курсом философии" и "Философией науки и медицины" (последней, видимо, ещё в сети нет...).
О Хрусталеве ничего сказать не могу. Принципиально: между "Общим курсом философии" и "Философией науки и медицины" разница как между разными дисциплинами. Философия - это язык, на котором говорится в ИФН и не более. Курс философии при изучении ИФН нужно держать в стопке словарей, рядом, но не вместо учебников и книг по ИФН.
По сути вопроса: надо смотреть на код специальности диссертации. Содержание программ канд. экзамена в первой (общей) части для всех специализаций одинаково, а различие начинается со второй (дисциплинарной) части и, естественно, в истории науки. Программы ВАК представлены в разделе 01 этой раздачи, можно уточнить. Ваша специфика будет в том, естественнонаучная (математическая) или гуманитарная специализация. Медицина может попасть в любую из них, а смотреть надо, в первую очередь, на первые две цифры кода специальности. Надо также уточнить в аспирантуре: на какую специализацию и по какму направлению Вас записали.
В раздаче может не в полной мере быть представлена гуманитарная специализация (меньше, чем е.н.), но по вопросам программы и литературе к специальным вопросам, к истории медицины (если потребуется) можете подобрать недостающее, его будет не много.
Поэтому начинайте с общего раздела, по ходу лекций и семинаров преподаватель еще уточнит, успеете добрать. Основа уже скачана. Успехов.
[Профиль]  [ЛС] 

NewBlood

Стаж: 16 лет

Сообщений: 198

NewBlood · 04-Сен-11 17:13 (спустя 4 часа)

Спасибо.
Риторически отмечу важность обращения Вами к науке как к языку: мне в этом видится возможный педагогический подход, в том смысле, что при изучении отдельных дисциплин возникают проблемы, аналогичные тем, что возникают при изучении языка (например, отсутствие активизации словарного запаса, дефицит адекватной практики, неспособность адекватно переводить с языка одной науки на язык другой).
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 04-Сен-11 21:07 (спустя 3 часа, ред. 09-Сен-11 16:35)

NewBlood писал(а):
...отмечу важность обращения Вами к науке как к языку: мне в этом видится возможный педагогический подход...
Замечательно, Вы уже начинаете обсуждать вопросы гуманитарного подхода к науке и научному познавательному процессу. В конце-концов вся человеческая культура воспроизводится в форме социальной эстафеты образцов, мы не знаем правил (граматики и др.) языка, но чувствуем, как правильно говорить - первый язык усваиваем по образцам. Язык, когда мы его используем, оказывается умнее нас, т.к. он содержит все накопленные человечеством смыслы, а мы его употребляя даже не предполагаем о всех этих смыслах, но как бы вовлекаем их невольно в оборот и как бы понимаем...
Так же и наука, в которой методы в значительной степени формируются также по образцам. Но еще важнее в науке то, что система понятий науки, её язык уже содержит все накопленное человечеством знание и каждому из нас надо до него дорости, понять, раскрыть... Вот здесь и выходит на первый план проблема понимания, личного понимания через собственный внутренний мир..., проблема коммуникации, не только с другими, но и мышление как диалог с самим собой.
А педагогика везде... Так что Вы на правильном пути, но он не легкий. Успехов.
Незаметно прошел год раздачи и опять вступительные экзамены в аспирантуру, что это такое: чем философия отличается от ИФН и как относиться к вступительному экзамену?
Да, понять это не просто, но надо. Философия, как я уже писал в форуме, это язык, система понятий и смыслов, которые в курсе ИФН принимаются известными (как само собой разумеющееся). Поэтому вступительный - это собеседование для определения того, способны ли Вы понимать этот язык, т.е. поступающий должен "быть в теме" философии, понимать о ключевых проблемах, над которыми думали философы и целые философские школы в конкретные исторические эпохи. Хотелось бы эти вопросы и ответы на них уметь привязать к кратким характеристикам самих эпох, т.е. что происходило в это время в социально-историчском контексте. Кроме этого необходимо продемонстрировать на экзамене, что понимаете хотя бы основы методов и законов философии, сложившиеся разделы, а они следующие: онтология, гносеология, история философии, философия частных областей познания.
Но при этом, в отличие от кандидатского экзамена, важно умение ориентироваться "на местности", а не глубокое владение вопросом, это будет потом...
Так что, если почитали, то будьте уверены, успех неизбежен.
Что читать: любой учебник по институтскому курсу философии, желательно где то с 2000г. издания, толщиной 500-800 стр. Категорически не советую всякие "изучить ... за ... минут" - это пустая трата времени. Успехов, ни чего страшного для желающего заниматься интеллектуальной деятельностью (а таковой является наука) нет, кандидатский по ИФН - это 10 вступительных, поэтому - вперед. Успехов.
[Профиль]  [ЛС] 

rassol84

Стаж: 13 лет 7 месяцев

Сообщений: 91


rassol84 · 24-Сен-11 22:51 (спустя 20 дней, ред. 24-Сен-11 22:51)

Спасибо большое. На этой неделе сдал вступительные в аспирантуру (историк), думаю это будет весьма и весьма полезно. Так держать, камрад!
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 27-Сен-11 07:23 (спустя 2 дня 8 часов, ред. 06-Окт-11 16:12)

rassol84 писал(а):
На этой неделе сдал вступительные в аспирантуру ...
Отлично, поздравляю! Нашего полку прибыло. Путь в науку требует во многом себе отказывать (и не только в начале, в последующем также и основное - постоянно не хватает времени, его так мало), но занятие наукой как дело жизни может быть очень интересным и дать много удовлетворения. Каждая решенная проблема - если это результат приложения твоего ума - является шагом в саморазвитии. Посмотри даже на маленького ребенка: самая большая радость для него - заявить "Я сам!" и затем это сделать. Какая гордость за себя его при этом распирает. Интерес к игрушке очень быстро пропадет, если нет главного результата: "Я могу!" Материальные потребности требуют просто удовлетворения и о них человек тут же забывает, как будто и не было. Но от самого рождения человек стремится к собственным интеллектуальным результатам и в этом получает радость. Больших успехов.
Кстати: начался второй год раздачи и новый учебный год в институтах и аспирантуре. Всех поздравляю. Судя по количеству (уже 2000 раз скачано), объемам закачки и предполагаемой натуральной передаче файлов (1:10) этой раздачей в большей или меньшей степени воспользовались многие аспиранты (а м.б. и большинство?) при подготовке к экзамену и надеюсь с пользой. Это самая большая радость от совместного труда (ведь на раздаче уже в течении года стоят и скачивают постоянно 50-100 человек). Всем большого успеха.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 31-Дек-11 09:17 (спустя 3 месяца 4 дня)

С наступающим Новым 2012 годом всех участников и гостей! Желаю все сдать и защитить на хорошо и отлично. А еще лучше - научиться применять на практике, в науке и в жизни изучаемые премудрости ИФН, что бы затраченные силы дали максимальную отдачу.
Вопросы и отзывы по теме пока затихли, это и понятно - не пришло время. Но отмечу забавное число скачавших на сегодня: 2345 раз. Может любители нумерологии что-то увидят в совпадении этого числа с Новым годом, я вижу одно: с предыдущей моей заметки 27.09.2011 прошло 3 месяца и скачано порядка 300 раз, жизнь идет, наши ряды пополняются. Успехов!
[Профиль]  [ЛС] 

Kirja.h

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 2


Kirja.h · 05-Янв-12 16:51 (спустя 5 дней)

alekcander2010
спасибо за раздачу! Ну и головную боль я получил, какой тут Новый Год, когда надо готовить реферат. Всё неимоверно интересно - и почему в школе, институте не уделяют внимания именно такому предмету как "Философия и история"? Хотя...возможно, надо набраться мудрости чтобы начинать рассуждать на подобные темы.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 06-Янв-12 00:21 (спустя 7 часов)

Kirja.h писал(а):
alekcander2010
..."Философия и история"? Хотя...возможно, надо набраться мудрости чтобы начинать рассуждать на подобные темы.
Да, но не только. Можете быть довольными собой, т.к. далеко не всем это вообще когда-либо становится необходимым и доступным. А это не просто некий курс, который надо "пройти мимо, все сдать и себе не оставить". Конечно можно и так, но зачем забивать гвозди хронометром? Материалы курса позволяют (если их усвоить): 1) расширить кругозор; 2) стать более квалифицированным ученым; 3) научиться понимать свою деятельность, её методы; 4) да и мыслить начать совсем по-иному, философско-методологически. А это значит, что в жизни теперь не будет проблем. Просто не будет и все. Да, будут задачи, которые можно начинать решать, а можно и не решать, ес ли изменить свое отношение к жизни. Ведь проблемы - это когда надо, а не знаешь как. А теперь все знаешь как, но вот проблем то уже и нет. Хотите такой жизни? Тогда вперед...
А реферат: почитайте форум, я уже немного писал на эту тему. Будут еще вопросы, задавайте.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 22-Май-12 19:36 (спустя 4 месяца 16 дней)

Вот и пришло время сдачи экзамена по ИФН в аспирантуре. Сегодня был первый день. Сдали без двоек, чего и всем участникам настоящей сессии желаю. А только намеревающимся - можно уже начинать качать, "сани надо готовить летом". Успехов.
[Профиль]  [ЛС] 

rassol84

Стаж: 13 лет 7 месяцев

Сообщений: 91


rassol84 · 01-Июн-12 20:09 (спустя 10 дней)

25 мая сдал кандидатский, книжки с раздачи помогли, но пришлось спорить и доказывать.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 03-Июн-12 18:32 (спустя 1 день 22 часа)

rassol84 писал(а):
25 мая сдал кандидатский, книжки с раздачи помогли, но пришлось спорить и доказывать.
Я рад за Вас и Ваший преподавателей:
1) Сдан экзамен, результат, на который ушел год жизни (и аспиранта и преподавателя), достигнут;
2) раздача помогла (а это главное для автора раздачи);
3) имел свое мнение по столь не простым вопросам и сумел их отстоять - так держать в жизни;
4) и особо рад за преподавателей - сумели передать свою заинтересованность и дали возможность спорть. Это похвально для обоих сторон.
Естественно успехов в завершении обучения в аспирантуре и в защите. А главное: суметь воспользоваться полученными знаниями о философии и истории науки в дальнейшем.
Философия возникла в Древней Греции, когда люди вырвались из своего маленького племенного мирка и вышли в большой мир, стали жить на свой риск и свое разумение. Они вначале вынуждены были пытаться понять мир самостоятельно, а поняв его - они поверили в себя и стали его делать по-своему. Но возвращаясь к родным в племя они не могли уже жить по традиции, как завещали предки, каждый уже хотел жить своим умом и опытом. Вот тут и понадобилась мудрось, а мудрые люди научились находить общее понимание между многими мнениями, племя стало мудрым, появилась "любовь к мудрости", т.е. дословно - философия.
Философский взгляд на свою научную деятельность современному ученому не менее важен чем гражданину Древнегреческого общества. Больших успехов.
[Профиль]  [ЛС] 

alekcander2010

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 142

alekcander2010 · 27-Июн-12 06:58 (спустя 23 дня)

Экзамены в аспирантуре и в институте в основном зкончены. Поздравляю всех сдавших экзамены по ИФН и желаю успешно защититься. Надеюсь знания курса в этом также помогут. А пока - отдыхать, желаю, чтобы и это успешно получилось. А вновь скачавшим - заходите в течение учебного года, задавайте вопросы, попробуем вместе разобраться.
Сегодня у раздачи юбилей - 3000 раз скачано. Великая благодарность всем, кто сохранил файлы и раздает, это коллективный труд сотен единомышленников.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error