Цитата:
Поэ́зия (греч. ποίησις, «тво́рчество, сотворе́ние») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).
Поэма, потому что - в повествовании заложена "дополнительная мера не определённая потребностями обыденного". Впрочем, вся художественная литература на том и держится, но именно в поэме Гоголя концентрация "дополнительной меры" предельно чрезмерная, сказочно-былинная, гротескная, не обыденная. Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - каждый по отдельности в обыденном материале тянут на свою отдельную историю ("Обломов", например...) в силу необычности своей натуры, гиперболизированности её, а тут они как пять тузов в колоде к ряду...
В школе я этого понять не смог по причине банальной ошибки восприятия "поэмы" как литературного стихотворного, а не прозаического произведения. Конечно же, "Мёртвые души" - это поэма.
У этой части явно должно было быть продолжение. По крайней мере, судя по композиции, планировалось оно точно. Но вот трагедия Гоголя - он ВСЁ сказал по сути в первом томе, а по форме осталось троеточие...
Второй том вышел не просто слабым, он получился вымученным повторением первого, ну и, якобы, автор его сжёг, хотя некоторые главы изданы - никакого впечатления по себе они действительно не оставляют. "Преступление" - первый том, осталось без "наказания" - второй том, и "покаяния" - третий том... Поэтическая простота на грани гениальности - первый; вымученность - второй; безжизненный пафос - третий. Вот в какую ловушку попал Гоголь. Хорошо, что он смог вовремя остановиться, хорошо для читателя, а писателю это стоило психического здоровья и жизни.