Сама идея поднять историю МГв и снять по ней сериал, подробно, по основным событиям + учёт инфы которая стала известна теперь, очень хороша. Нужная вещь. Молодёжь с идеей внутри, юные патриоты, симпатичные, образованные ребята из простых, но честных семей. Мученики. Вот вам и скрепы, вполне реальные. Память, связь поколений, гордость и много чего ещё.
Ожидания были большие. Как минимум - нечто лучше Фадеевского (роман люблю), жестче, правдивее.
И вот что реально понравилось:
* я в курсе, что это не Краснодон. Но фильм - в цвете, есть шахты и терриконы, воздух. Воссозданный городок тесноват, домики старые, улочки-закоулки, все равно какое-то понятие составляется
* всегда было интересна работа шахтёров, что там и как, здесь это есть, хоть и немного
* Виктор Третьякевич... ну вот, наконец, он и занял своё законное место. Правильный, решительный, с авторитетом. На что мог опереться режиссер? В воспоминаниях парень просто **слишком** идеален (теперь-то). Быть оклеветанным и после такой вот страшной смерти - да тут можно смело отдельную драму снимать, о судьбе одного Виктора и его родных. Хорошо, что он просто есть в сериале. Надломленный по сюжету изначально, измотавшийся в край душевно и физически, на грани бреда. Много мути и ненужного... Ну хоть такой!
*очень радует портретное сходство некоторых героев с реальными. Не у всех, но есть. А где его не было - пытались скомпенсировать уж кто как мог. Иногда получалось.
*Чурсин хорош. Люблю его по др.работам. Что он здесь делает вообще (и какой из него Иван Туркенич?) - другой вопрос

Но посмотреть приятно.
* все фашисты и Гопф отыграны на 5, запоминаются. Не все тупы, в меру брезгливо относятся к полицаям, не слишком уж и философствуют. Полицаи тож недурны.
Что было не очень:
*любовные линии какие-то... эпизодические. Зачем они? Внезапные страстные объятья или постоянные перебранки, наигранно и как-то просто "висит" не вписываясь в общую картинку. Тут бы сыграть на полутонах. симпатиях, зарождении каких-то чувств, тоньше как-то.
*зачем всё это кабаре?.. А как-то проще флиртовать Люба с немцами не могла? Без всякого западного антуражу? Взять бы эти сцены да выкинуть - и взамен вставить больше об акциях МГв. Вся прелесть Любы была в простоте её подхода к немецким мужикам. Большего и не требовалось. Само существование такого кабаре в маленьком городке как-то подозрительно.
*Не стоило уж совсем выкидывать из текста СССР, комсомол и веру в тов.Сталина:) Героев породило то время, та эпоха, та идеология. А то слушаешь, как Кошевой изрекает: "Комсомола больше не существует!" и... вышли голенькие ребята-патриоты, абсолютно аполитичные, сами по себе. Вне своего времени и контекста. Стерильные. Где же корни этой веры-то?
*Одни из самых интересных для меня линий - предательство и разгром МГв - пролетели как-то скомканно. Парень взял да и сломался в один момент. А до этого не побоялся провести диверсию на шахте. С чего бы так сразу-то? И к чему свелось всё противостояние Ренатуса и Виктора? Где паук потянул за нить паутины? Получается, Ренатусу всё преподнесли на блюде, так к чему был весь пафос на несколько серий?.. Всё слишком просто и быстро. Последние 2 серии вообще кажутся урезанными. Конец сериала буквально пролетает. Ррраз - и всё, их арестовывают. Всех. Скопом. Через 10 минут - казнь. Конец.
*пребывание в тюрьме: а где же парни? И о чем они все думали все эти дни? Только о матерях? Почему совсем пропадает Виктор? И вот весь такой напряженнейший сверхэмоциональный трагический кусок - его просто нет. Как они там столько могли продержаться, прожить - что-то из того нужно было показать. Шок, ужас, надежда, отчаяние - всё уместилось в клиповый момент с исполнением песни той же Любой.
*казнь. Ни у кого не связаны руки -?.. Пара ребят сумела совершить побег и так, но все-таки?.. И опять - такое чувство, что всё урезано, на самое главное - последние минуты - решили не тратить времени. А ведь Виктор едва не утянул с собой в шахту полицая! Они боролись до конца. А тут: молча стоят. Ну как же так...
Последние 2 момента в сериале разочаровали сильнее всего. Вот на ЭТО стоило потратить больше времени, чем на кабаре. Увы.
Вопросы без ответов:
в чем было конкретное превосходство профи-Ренатуса над детишками? К чему психол.трюки с орлянкой и отпустил-потянул с Виктором? Тот ведь никого не сдал и агентом не стал. И в идеол.плане не поддался.
К чему все эти многодневные зверства полицаев если на руках имелся донос с именами (в фильме подпольщики встречаются все вместе без всякой внутренней конспирации) и роли каждого были ясны? Расстреляли бы и всё. Полицаям явно возится с ними не хотелось, Ренатусу - тем более. Поймал - уехал. Это по истории МГв понять трудно, но в фильме даже не попытались объяснить.
Подрывать доверие к комиссару всезнающие Люба с Иваном "не хотели" до поры до времени... а потом захотели и за 10 минут отстранили. Т.е., вероятность предательства ими изначально учитывалась, но всё равно он их устраивал?.. А раньше заложить он их всех не мог?.. нелогично. Вот тут бы по сюжету пустить многоходовочную игру Абвера (Ренатуса с перехватом сообщений, расшифровкой кодов) и с Любой-Иваном, и с МГв через них...
Виктор переживает недоверие друзей + болеет + стресс от преследования Ренатусом. ОК. Но в чем смысловая нагрузка этого наваждения для сюжета?.. Его не отстраняли от коллектива, он сам не пожелал объясниться. И начал охоту в одиночку. Свой бой с главным врагом. Но донос обнуляет смысл его хождений к Ренатусу. Надо было просто стрелять в него, и всё. А так - один конец, ходи не ходи, играй не играй.
Сериал оказался вариацией на тему (как и писали выше), если пересматривать, то отдельные удачные эпизоды.
Интересно: у Фадеева на первом плане Ульяна - воплощение силы духа, воли, цельности, борьбы. Здесь эту "второстепенную" статистку запросто задвигает Любка-артистка-агентесса. Игра важнее идеи. Не что\зачем, а КАК.