Прямодушный
Год издания: 1968
Автор: Уичерли У.
Переводчик: пер. с английского Корнея Чуковского
Жанр или тематика: Комедия
Издательство: Искусство
Язык: Русский
Формат: DjVu/PDF
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 80
Описание: Автор этой комедии, драматург Уильям Уичерли (1640—1716) современник одного из самых бурных периодов английской истории. Ему, сыну мелкого дворянина, выпало провести молодость во время буржуазной революции, когда власть находилась в руках суровых пуритан, строго следивших за поведением граждан. Молодому Уильяму, однако, повезло. Отцу удалось отправить его во Францию, и там юноша попал в совершенно иную среду, в атмосферу дворянского свободомыслия и пренебрежительного отношения к строгостям морали.
Театры, которые при пуританских правителях были закрыты почти на два десятилетия, после Реставрации вновь открылись. В Лондоне функционировали два театра, имевшие на то специальное королевское разрешение — патенты. Их публику составляли преимущественно дворяне, и пьесы для сцены писались в расчете на вкусы и понятия этой публики. Шли гроге-дии, в которых восхвалялась идеализированная дворянская честь. И шли комедии, которые были гораздо ближе к жизненной правде. В них дворяне изображались как люди, выше всего ставящие наслаждение и готовые ради удовольствий презреть любые правила морали.
Молодой Уичерли после возвращения из Франции вращался в среде образованных дворян, впрочем, отнюдь не ограничивавших себя серьезными занятиями. Встречи в салонах и кофейнях сопровождались пирушками, где веселившиеся джентльмены изощрялись в шутках, остроумии и злословии по адресу знакомых и незнакомых лиц из так называемой светской среды. В этой атмосфере и происходило духовное развитие Уичерли.
Он недолго учился в Оксфордском университете, затем изучал законоведение в одной из лондонских юридических школ, но юристом не стал. Завел влиятельных знакомых — графа Рочестера и герцога Бекингема. Они стали оказывать ему покровительство, когда Уичерли поставил на сцене комедию «Любовь з лесу, или Сент-Джеймский парк» (1671). Его заприметил сам король, любитель театра и. особенно актрис.
Вслед за этой комедией Уичерли написал еще три: «Джентльмен — учитель танцев» (1672), «Жена из деревни» (1675) и «Прямодушный» (1676). Они завоевали ему славу и высокую оценку критиков.
Мемуары и документы совершенно не оставляют сомнений относительно безнравственности, принявшей чудовищный характер в период Реставрации. Вопрос заключается в том, следовало ли писателям отражать это в своих произведениях. Само общество времен Реставрации относилось к тому, как его изображали, со своего рода бравадой. Оно не боялось того, что писатели изображали пороки, существовавшие в действительности. Но сами писатели были далеко не безразличны к тому, что творилось в той среде, которая составляла сливки общества. В особенности это можно сказать о Уичерли. Он отнюдь не изображал нравы как посторонний и равнодушный наблюдатель. У драматурга было свое к ним отношение. Правда, он не сразу решился высказать его, но в последней написанной им комедии «Прямодушный» обрушился с гневными обвинениями против распущенности и стяжательства дворянской и буржуазной среды.
Примеры страниц (скриншоты)