The Teardrop Explodes: Culture Bunker 1978-1982
Universal Music
Бокс-сет 6CD | 7LP
Вышел 2 июня 2023 года
Музыка The Teardrop Explodes рассматривается под микроскопом в роскошном новом бокс-сете, в который вошли синглы, демозаписи и концертные треки на шести дисках.
Если бы какая-нибудь группа могла лучше всего описать причины, по которым стоит а) быть в группе и б) не быть в группе, то The Teardrop Explodes, вероятно, были бы лучшими кандидатами на эту роль. Их историю взлётов и падений (и дальнейших взлётов и падений) можно рассматривать как поучительную историю или руководство к тому, как прожить лучшую жизнь. Часто в одно и то же время.
The Teardrop Explodes — одна из величайших забытых групп своего времени. Несмотря на то, что с коммерческой точки зрения их популярность была недолгой, музыка, которую они создавали до и после своего звёздного часа, была навязчивой, искренней, трогательной и намеренно странной. Они идеально подходят для тщательной переоценки.
С этой целью группа Teardrops стала участником сборника Culture Bunker, состоящего из 6 компакт-дисков и 7 виниловых пластинок, который собрал давний друг и публицист Teardrop Explodes Мик Хоутон.
Шесть дисков, входящих в состав компакт-диска, посвящены разным эпохам The Teardrop Explodes. Первые два диска, под названием It’s So Ethereal и Christ vs Warhol, представляют собой хронологический обзор синглов группы. Диск 3 называется «От наркотического пуританина до короля кислоты» и включает в себя пару ранних концертов и несколько демозаписей; диск 4 называется «Великие владения» и переполнен демозаписями; диск 5, «Клубный зоопарк», содержит концертные записи с печально известных выступлений группы в «Клубном зоопарке»; а диск 6, зловеще названный «Предсмертная агония», содержит демозаписи для несостоявшегося третьего альбома «The Teardrop Explodes».
Culture Bunker — это обширная ретроспектива карьеры, включающая невероятные 96 треков, 57 из которых представлены здесь впервые. Как и следовало ожидать, это масштабное празднование музыки The Teardrop Explodes. Во вступлении к бокс-сету Хоутон говорит нам: «При составлении этого сборника моей целью было представить альтернативу знакомому, существующему каталогу The Teardrop Explodes». В этом отношении он может расслабиться и поздравить себя с хорошо выполненной работой: этот набор для путешествий проводит много времени в малоизвестных местах, открывая для себя всевозможные диковинки и курьезы.
Сопроводительные заметки на обложке длинные и подробные, в них рассказывается о происхождении The Teardrop Explodes, их пути к славе и их бесславном конце, а также приводятся вырезки из прессы, листовки, фотографии и многое другое. Уже ради этого стоит купить бокс-сет.
Но, конечно, «Культурный бункер» — это в первую очередь о музыке Teardrop и о том, какую музыку они создавали. В основном хронологический порядок шести дисков позволяет нам увидеть, как эта музыка развивалась от неуклюжих первых шагов к славной юности, а затем, пугающе быстро, к немощи и растерянности. Но всегда присутствует врождённое чувство Джулиана Коупа, как должна создаваться хорошая музыка, его понимание поп-хитов и его простая радость жизни.
Наше путешествие в мир Teardrop начинается с трёх треков, вошедших в их первый мини-альбом Sleeping Gas. Стратегия продвижения этой дебютной записи заключалась в том, чтобы разослать её копии в еженедельные музыкальные издания, где она сразу же стала «синглом недели».
Песни звучат неуклюже и угловато, с простыми повторяющимися риффами и отчётливо пост-панк-вокалом, но это не отменяет их гениальности. По мере того, как панк распространялся из Лондона в Манчестер и за его пределы, провинциальные группы пошли по другому пути, не похожему на трэш с тремя аккордами, который, казалось, возник на его фоне, и, как следствие, изобрели пост-панк. Конечно, в то время он так не назывался, в те дни мы просто называли его панком, но это был панк, на который повлияли не только The Ramones. Такие исполнители, как Can, The Residents и Nuggets, оказавшие влияние на музыку, создаваемую в Ливерпуле, имели большее влияние, чем The Clash или Sex Pistols. Будущее писали молодые выскочки с севера.
The Teardrop Explodes быстро нашли свою нишу, и их следующий сингл Bouncing Babies отличался поп-чувствительностью, которая стала их визитной карточкой. Возможно, чтобы противостоять обвинениям в том, что они продались, би-сайд All I Am is Loving You звучит как атональная джем-сейшн.
После этого The Teardrop Explodes сделали несколько шагов вперёд и записали свой первый классический сингл «Reward». За ним последовал «When I Dream» — убедительное доказательство того, что Джулиан Коуп смог создать блестящую поп-музыку из хаоса в своей голове.
В рамках сотрудничества с Mercury Records The Teardrop Explodes получили полный контроль над песнями, которые выходили на их би-сайдах, поэтому мы слышим диссонанс вышеупомянутой I Am is Loving You, атмосферный грув Kilimanjaro, акустическое очарование Use Me и безумный блеск Strange House In The Snow — на мой взгляд, это одна из лучших песен, которые The Teardrop Explodes когда-либо записывали.
Второй диск начинается с «Passionate Friend» — песни, которая за три с половиной минуты раскрывает гениальность The Teardrop Explodes. От вступительного заявления до простых запоминающихся куплетов и припева «до-до-до» — это убедительное доказательство того, что Джулиан Коуп был рождён, чтобы стать поп-звездой, если бы только он мог держать себя в руках.
И снова на первый план выходят би-сайды. Дополнительные треки для You Disappear From View состоят из драм-машины и клавишных из эпического альбома Ouch Monkeys, фортепианной баллады Soft Enough For You и прото-техно The In-Psychlopedia. Более разнообразную подборку песен, должно быть, трудно найти на одном 12-дюймовом сингле.
Диск 3 включает в себя первое появление The Teardrop Explodes на телевидении, выступление в программе «Камера, камера» Тони Уилсона в новостях «Гранада», а также два ранних концерта. Первый — пятый концерт группы в манчестерском клубе Band on the Wall в марте 1979 года, запись из частной коллекции Джулиана Коупа. Второй концерт состоялся в лондонском клубе YMCA в мае 1980 года. Диск завершается версией песни «When I Dream» из полулегендарного сборника «To The Shore Of Lake Placid» на лейбле Zoo Records.
Диск 4, пожалуй, самый интересный из всех, поскольку он состоит из демозаписей, которые иногда сильно отличаются от выпущенных версий песен. Некоторые из представленных здесь песен, например, «Falling Down Around Me», звучат как наброски того, что было записано позже, и интересно заглянуть за кулисы творческого процесса. В другой версии «Suffocate» группа отсутствует, а Джулиан поёт под аккомпанемент струнного оркестра. Изюминкой четвёртого диска, несомненно, является концертная версия The Great Dominions (представленная как «заглавная песня нового альбома»), в которой Джулиан поёт под аккомпанемент клавишных и бас-гитары, пока группа не начинает припев «мамочка, я снова сражался». Эффект потрясающий, и он предлагает совершенно иной взгляд на песню, которая позже появилась на Wilder.
Ещё одна жемчужина — ранняя инструментальная версия World Shut Your Mouth, песни, которая много лет оставалась неизданной, пока не стала основой для второго прорыва Джулиана к поп-славе.
Диск 5 содержит песни, записанные в течение двух вечеров в печально известном клубе The Teardrop Explodes Club Zoo. Клуб Club Zoo был создан The Teardrop Explodes в ответ на требования промоутеров, которые решили, что вместо гастролей они будут играть по два сета в день три дня в неделю в середине зимы в крошечном клубе Pyramid в Ливерпуле. Там Джулиан жил в месте, которое он называл своим бункером, где он проводил интервью, принимал передаваемые ему наркотики и рисовал и перерисовывал чёрный крест на своей груди, чтобы отогнать злых духов.
Качество звука на этих концертах превосходное, и они являются важным свидетельством неспокойных времён. Несмотря на всё, что происходило, группа звучит сплочённо и слаженно и способна импровизировать в некоторых своих самых известных песнях, в частности в «Вознаграждении» и «Спящем газе», которые длятся больше десяти минут.
Диск 6, Death Rattle, — это странное явление, состоящее из разрозненных фрагментов и демозаписей, в том числе для неизданного третьего альбома. Эти демозаписи, по словам Стюарта Макони, — «результат серьёзного злоупотребления химикатами, враждебности и усталости; помутнённых умов и вспыльчивых характеров».
«Серьёзная опасность», «Сосчитай до десяти и беги в укрытие», «Террорист» и «Киска» — это другие версии по сравнению с теми, что представлены в альбоме «Everybody Wants To Shag The Teardrop Explodes», в то время как «Ouch Monkeys» звучит идентично. Далее следуют неизданные демозаписи, и сет завершается там же, где и начался, песней «Camera Camera», на этот раз перезаписью 1984 года, сделанной со Стивом Ловеллом, продюсером альбома «World Shut Your Mouth».
В общем, Culture Bunker — это захватывающий альбом одной из лучших, самых эксцентричных и интересных британских групп, вышедший в стороне от проторённых путей. Он подчёркивает нестандартный гений, который они привнесли в поп-музыку, а также является отражением времени, когда такие необычные поп-шедевры, как Treason, преодолели барьеры и вывели пост-панк на первый план. Это запись одного из самых плодотворных периодов для новой музыки, когда необычности было позволено процветать, а корпоративная безвкусица временно отошла на второй план.
Вывод здесь принадлежит самому Хоутону, который заканчивает своё вступление в Culture Bunker словами «Я любил The Teardrop Explodes задолго до того, как начал с ними работать. В те времена, в конце 1970-х, когда панк был на пороге того, что стало пост-панком, никто не звучал так, как The Teardrop Explodes, — и не звучит до сих пор. Они постоянно шли на творческий риск и постоянно развивались. The Teardrop Explodes никогда не делали ничего лёгкого; с Джулианом во главе группы этого никогда бы не случилось».
И слава богу за это.
https://louderthanwar.com/the-teardrop-explodes-culture-bunker-album-review/