Кулиш П.А. - Отпадение Малороссии от Польши (1340 - 1654) в 3-х тт. / Отпаденіе Малороссіи отъ Польши [1888, DjVu] [Литература документальная]

Страницы:  1
Ответить
 

Arsenal15

VIP (Заслуженный)

Стаж: 13 лет 9 месяцев

Сообщений: 12436

Arsenal15 · 08-Авг-13 01:08 (10 лет 9 месяцев назад, ред. 08-Авг-13 01:11)


Кулиш П.А. - Отпадение Малороссии от Польши (1340 - 1654) в 3-х тт. / Отпаденiе Малороссiи отъ Польши [1888, DjVu]
Вниманию всех, особенно увлечённых историей, пользователей нашего славного трекера! Специально для вас, в контексте всего особенно ценного и редкого, мы подготовили в этот раз нечто удивительное. “Отпадение Малороссии от Польши” - продолжение исторического исследования “История воссоединения Руси”, в которых П.А Кулиш указывает на разрушительные тенденции, возникавшие с помощью внешних сил, стремившихся превратить Червоную Русь в оплот украинства-антирусизма. Кулиш убедительно показывает разлагающее влияние запорожской вольницы, этих “диких по-восточному представителей охлократии” – на судьбы Отчизны.
Обложка книги
К этому желчному и острому на язык писателю лучше всего подходит определение: свой среди чужих, чужой среди своих. С одной стороны – ярый казакофил и собиратель народного фольклора. С другой – его же беспощаднейший критик, назвавший всех кобзарей скопом «п’яними і темними», а их творчество – «п’яницькою бреходурнопеєю про людожерів-козаків».
П.А. Кулиш (1819-1897) остается фаворитом “української національної ідеології”, многочисленные творцы которой охотно цитируют его ранние произведения, переполненные антирусскими выпадами. Как и другие представители первой волны украинофильства, он начал свою деятельность в 1840-е годы с этнографических и литературных изысков, сделавших его “апостолом нац-вiдродження”. В тогдашних произведениях Кулиш, по словам советской энциклопедии, “идеализировал гетманско-казацкую верхушку”. Мифологизированная и поэтизированная украинская история начала ХIХ в. произвела на молодого учителя слишком сильное впечатление. Но более глубокое изучение предмета со временем привело его к радикальной смене взглядов. Неоднократно побывав в 1850-1880-е годы в Галиции, Кулиш наглядно убедился в том, что враждебные силы превращают Червоную Русь в оплот украинства-антирусизма. Борьбе с этими разрушительными тенденциями Кулиш посвятил конец своей жизни. Отныне Кулиш не видел ничего прогрессивного в запорожском казачестве, которое воспевал в молодости. Теперь казаки для него – просто бандиты и убийцы. Ни о каком государстве они не мечтали. Их идеалом было выпить и пограбить. Единственной же прогрессивной силой на Украине, покончившей и с татарскими набегами, и с ляшским засильем, вчерашний казакофил признает Российскую империю. В своих монографиях “История воссоединения Руси” (1874-77) и “Отпадение Малороссии от Польши” (1890) Кулиш убедительно показывает разлагающее влияние запорожской вольницы, этих “диких по-восточному представителей охлократии” – на судьбы Отчизны.
Кулиш, развернув широкое историческое полотно, представил казачество в таком свете, что оно ни под какие сравнения с европейскими институтами и общественными явлениями не подходит. Ни светская, ни церковная власть, ни общественный почин не причастны к образованию таких колоний, как Запорожье. Всякая попытка приписать им миссию защитников православия против ислама и католичества разбивается об исторические источники. Данные, приведенные П. Кулишем, исключают всякие сомнения на этот счет.
Оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя подданными султана турецкого - главы Ислама. С крымскими же татарами, этими "врагами креста Христова", казаки не столько воевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские украины. На Кулиша сердились за такое развенчание, но опорочить его аргументацию и собранный им документальный материал не могли. Нет ничего удивительного, что с такими мыслями даже в независимой Украине Кулиш остается полузапретным автором. «Черная рада» включена в школьную программу. Но уже предисловие к ней, где автор говорит о политическом ничтожестве гетманов, ученикам не показывают. Что же касается исторических сочинений Кулиша, то их попросту боятся издавать.
Обращение к нему и по сей день обязательно для всякого, кто хочет понять истинную сущность казачества. "Есть нечто оправдательное въ торжествѣ даже и грубой силы надъ безсилiемъ ея противниковъ, если это торжество идетъ прогрессивно и не измѢняетъ своему характеру въ теченiе целаго ряда столѢтiй. Зрелище природы, въ самыхъ грандiозныхъ и въ самыхъ малыхъ ея размѢрахъ, успокаиваетъ наше чувство, возмущающееся противъ этой мысли, которая на каждомъ шагу сказывается намъ въ живыхъ примѢрахъ. Такое оправдывающееся свою, последовательностiю торжество представляетъ Русь относительно Польши. Первая имѢетъ въ своей исторiи много антипатичнаго для ума, питаемаго новыми человечными идеями; вторая, напротивъ, въ исторической жизни своей, часто плѢняетъ умъ нашъ своими дѢянiями. Обращенiе русскихъ людей въ католичество, а тѢмъ самимъ и въ польскую нацiональность, едвали слѢдуетъ объяснять одними матерiяльными выгодами, родственными и другими связями, принужденiемъ и соблазнами, которые весьма искусно устраивали для нихъ ревнители папизма. Перечитывая историческiе памятники польскаго былого, русскiй человѢкъ нашего времени, — по крайней мѢрѢ такой, какъ пишущiй эти строки, — не разъ пожалѢлъ, почему ему не было дано родиться полякомъ въ такой-то перiодъ времени, чтобы вмѢстѢ съ поляками насладиться тогдашней, плѢнительной издали, жизнью. Само собою разумѢется, что одной минуты самоуглубленiя достаточно для разсѢянiя этой иллюзiи. …" НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХЪ СЛОВЪ, от автора.

Исторический документ отсканирован и представлен в формате DjVu. Надеемся, читатель оценит данное немаловажное обстоятельство.

Примеры страниц

Кулиш П.А. - Отпадение Малороссии от Польши (1340 - 1654) в 3-х тт. / Отпаденiе Малороссiи отъ Польши [1888, DjVu]
Теги для поиска нужной информации: Литература документальная


Объявление создано в тесном сотрудничестве с Vlad1440
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error