Karl Каменный · 19-Авг-07 16:40(18 лет 1 месяц назад, ред. 01-Сен-07 18:03)
Римский-Корсаков / Псковитянка - Rimsky-Korsakov / The Maid of Pskov (Ivan the Terrible) Страна: Германия (Philips)
Жанр: Опера / Opera
Год выпуска: 1997
Дата и место записи: 2&7.1994, Мариинский Театр, С.-Петербург
Формат: APE (image + .cue) + Log + Covers
Битрейт аудио: lossless
Продолжительность: 2 часа 4 мин.Опера в трех актах (шести картинах)
Либретто Н. А. Римского-Корсакова по одноименной драме Л. А. МеяДействующие лица и Исполнители: Царь Иван Васильевич Грозный - Бас -Владимир Огновенко Князь Юрий Иванович Токмаков,
царский наместник и степенный посадник во Пскове - Бас -Геннадий Беззубенков Боярин Никита Матута - Тенор -Николай Газзиев (Gassiev) Князь Афанасий Вяземский - Бас -Евгений Федотов Бомелий, царский лекарь - Бас -Юрий Лаптев Михаил Андреевич Туча, посадничий сын - Тенор -Владимир Галузин Юшко Велебин, гонец из Новгорода - Бас -Георгий Заставный Княжна Ольга Юрьевна Токмакова - Сопрано -Галина Горчакова Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги - Сопрано -Ольга Корженская Власьевна - меццо-сопрано -Людмила Филатова Перфильевна - } мамки меццо-сопрано -Евгения Перласова Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, опричники, московские стрельцы, сенные девушки, народ.Kirov Chorus & Orchestra, St.Petersburg Хормейстер - Валерий Борисов Дирижёр - Валерий ГергиевМесто действия — в первых двух актах во Пскове, а в последнем —
сначала у Печерского монастыря, потом у реки Медедни.Время — 1570 год
История создания
Когда в 1868 году Римский-Корсаков задумал написать крупное оперное произведение, ему было 24 года. Мечтал об этом и его друг Мусоргский, в том же году приступивший к сочинению «Бориса Годунова» на текст пушкинской трагедии. Римский-Корсаков также избрал для своей оперы исторический сюжет. Выбор его остановился на драме «Псковитянка» поэта Л. А. Мея (1822—1862), опубликованной в 1860 году. Речь в ней идет, как и в трагедии Пушкина, о важном, переломном этапе русской истории. В центре пьесы образ Ивана Грозного. В освещении фигуры и государственной деятельности драматург следовал взглядам современных ему историков, сильно идеализировавших Ивана IV, нередко пренебрегавших действительными историческими фактами. О деспотизме, жестокости, самодурстве царя, умертвившего в Новгороде десятки тысяч людей по ложному доносу о заговоре, в драме Мея только упоминается. Показан же Грозный как государственный деятель большого ума и крепкой воли. Образ получился сильным и многосторонним. Вымышленным является и мотив псковской вольницы, который был очень созвучен демократическому зрителю 60-х годов прошлого века. Не внося никаких изменений в историческую концепцию и в трактовку образов главных действующих лиц пьесы Мея, Римский-Корсаков подверг ее текст частичным сокращениям. Полностью был выпущен первый акт драмы, носящий характер своего рода пролога, где рассказывается, как появилась на свет Ольга, незаконная дочь тогда еще молодого царя Ивана IV, прозванного позже Грозным (см. об этом прологе ниже). Композитор четыре года работал над оперой. В 1872 году она была закончена и 1 (13 января) 1873 года поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Этому предшествовали большие мытарства в цензуре, требовавшей изъять из текста либретто всякие намеки на республиканскую форму правления во Пскове. Считался также неуместным показ на оперной сцене Ивана Грозного. Вопреки этим препятствиям и нападкам консервативной прессы, «Псковитянка» имела большой успех среди передовых театральных слоев, особенно у студенческой молодежи. «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи», — вспоминал Римский-Корсаков. А боевая песня вольницы приобрела у студентов широкую популярность. Тем не менее композитор продолжал работать над своим произведением. Требовательный к себе, он находил в нем «недостаток пения в местах, где оно должно быть», «недоразвитость и длинноты формы», «несвязанность и расшитость речитативов», «отсутствие контрапунктического элемента». В 1876—1877 годах Римский-Корсаков дал вторую редакцию оперы, а в 1891—1892 — окончательную, третью. В этом виде она ставится по сей день. Но Римский-Корсаков никак не мог расстаться со своим любимым детищем. Еще вторую редакцию «Псковитянки» он дополнил некоторыми эпизодами из первого действия драмы Мея. Теперь же композитор положил на музыку весь текст этого акта. Так родилась одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», которая как пролог к «Псковитянке» и вместе с ней была впервые показана на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова) 15 (27) декабря 1898 года. В роли Ивана Грозного выступил Ф. И. Шаляпин. Это одно из высочайших музыкально-сценических достижений гениального артиста. Роль Грозного являлась одной из самых любимых в его репертуаре.
Сюжет
Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове. Но тревогой объяты псковичи — должен прибыть сюда грозный царь Иван Васильевич. Встретит он Псков гневом или милостью? Есть и другая забота у Токмакова — он хочет выдать замуж дочь Ольгу за степенного боярина Матуту. Она же любит Михайло Тучу, отважного воина псковской вольницы. А пока веселятся в саду подруги Ольги. Ведут беседу мамки Власьевна и Перфильевна. Многое знает о семье Токмаковых Власьевна. Хочет выпытать у нее Перфильевна: ходит слух, будто «Ольга не княжья дочь, а выше подымай». Но не выдает свою любимицу старая мамка. В сторонке от всех держится Ольга — ждет суженого. Слышится знакомый посвист — Туча пришел на свидание. Сын бедного посадничьего, он знает, что к Ольге засылает сватов богатый Матута. Нет более Туче житья во Пскове, он хочет покинуть родные места. Ольга просит его остаться, авось удастся ей умолить отца справить их свадьбу. А вот и Токмаков — он ведет беседу с Матутой, поверяет ему семейную тайну. Спрятавшись в кустах, Ольга узнает из этой беседы, что она дочь свояченицы Токмакова, которая была замужем за боярином Шелогой. Девушка в смятении. Вдали возникает зарево костров, раздаются удары колокола: псковичей сзывают на вече. Ольга предчувствует горе: «Ах, не к добру звонят, то мое хоронят счастье!» На торговую площадь стекаются толпы псковичей. Бурлят народные страсти — страшные вести привез гонец из Новгорода: пал великий город, с жестокой опричниной идет царь Иван Васильевич на Псков. Токмаков пытается успокоить народ, призывает его смириться, встретить грозного царя хлебом-солью. Не по душе этот совет вольнолюбивому Михаиле Туче: надо бороться за независимость родного города, пока же скрыться в лесах, затем, если придется, с оружием в руках выступить против опричников. Отважная вольница уходит с ним. Народ в растерянности расходится. Решено торжественно встретить Грозного на площади перед домом Токмакова. Расставляются столы, разносится еда, брага. Но невеселые это приготовления к встрече. Еще более тоскливо на душе у Ольги. Никак не опомниться ей от подслушанных слов Токмакова; как часто ездила она на могилу к названной матери, не подозревая, что рядом лежит ее родная мать. Власьевна утешает Ольгу: быть может, Токмаков так сказал, желая отвадить от нее Матуту. Но девушка не слушает старую мамку: почему так бьется ее сердце в ожидании Грозного? Все более близится торжественное шествие, впереди его скачет на взмыленном коне царь Иван Васильевич. Токмаков принимает у себя в доме царя. Но тот недоверчив и злобен — всюду мерещится ему измена. В кубке Грозный подозревает отраву. Он заставляет прежде осушить этот кубок хозяина дома. Ольга подносит царю мед. Смело и прямо глядит она в очи царя. Тот потрясен ее сходством с Верой Шелогой, выспрашивает у Токмакова, кто же мать девушки. Жестокую правду узнал Грозный: боярин Шелога бросил Веру и погиб в битве с немцами, а сама она душевно заболела и умерла. Потрясенный царь сменил гнев на милость: «Да престанут все убийства! Много крови. Притупим мечи о камни. Псков хранит господь!» Густым лесом вечером отправилась Ольга с девушками в Печерский монастырь. Немного поотстав от них, на условленном месте она встречается с Тучей. Сначала девушка молит его вернуться с ней во Псков. Но нечего ему там делать, не хочет он покориться Грозному. Да и зачем Ольге возвращаться к Токмакову, когда она не дочь ему? Они хотят начать новую, вольную жизнь. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Юноша падает раненым; лишается чувств Ольга — ее на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи. Неподалеку, у реки Медедни, расположилась лагерем царская ставка. Ночью Грозный в одиночестве предается тяжким раздумьям. Рассказ Токмакова всколыхнул воспоминания о былом увлечении. Как много пережито, и сколь многое еще надо сделать, «дабы Русь оковать законом мудрым, что бронею». Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве не слушает наветов боярина на вольного псковича, гонит Матуту прочь. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздраженно говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и ее ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Но что за шум раздается в ставке? Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. В гневе царь приказывает перестрелять вольницу, а дерзкого юношу привести к нему. Однако Туче удается избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сраженная чьей-то пулей. Ольга мертва. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери.
Отчёт EAC - CD1
Отчёт EAC об извлечении, выполненном 28. июля 2007, 13:22 для диска:
Gergiev - Kirov Chor and Orchester; Ognovienko, Gorchakova, Galusin, / Rimsky-Korsakov - The Maid of Pskov (Ivan The Terrible) (Disc 1 of 2) Дисковод: HL-DT-STDVD-RAM GSA-H22L Adapter: 2 ID: 0
Режим чтения: Достоверный (C2: нет, Точный поток: да, Отключение кэша: нет)
Коррекция смещения при чтении: 132
Способность читать области Lead-in и Lead-out : Нет Выходной формат: Monkey's Audio Lossless Encoder v3.99 DLL
Normal Lossless Compression Другие параметры:
Заполнение пропущенных сэмплов тишиной : Да
Удаление блоков с тишиной в начале и конце : Нет
Встроенный Win32-интерфейс для Win NT/2000 Характеристики диапазона извлечения и сообщения об ошибках
Выбранный диапазон
Имя файла C:\Dokumente und Einstellungen\Desktop\Bit\Rimsky-Korsakov - The Maid of Pskov (Ivan The Terrible) (Disc 1 of 2).ape Пиковый уровень 100.0 %
Качество диапазона 100.0 %
CRC B1C5BCFC
Копирование... OK Ошибок не произошло Конец отчёта
Отчёт EAC - CD2
Отчёт EAC об извлечении, выполненном 28. июля 2007, 13:50 для диска:
Gergiev - Kirov Chor and Orchester; Ognovienko, Gorchakova, Galusin / Rimsky-Korsakov - The Maid of Pskov (Ivan The Terrible) (Disc 2 of 2) Дисковод: HL-DT-STDVD-RAM GSA-H22L Adapter: 2 ID: 0
Режим чтения: Достоверный (C2: нет, Точный поток: да, Отключение кэша: нет)
Коррекция смещения при чтении: 132
Способность читать области Lead-in и Lead-out : Нет Выходной формат: Monkey's Audio Lossless Encoder v3.99 DLL
Normal Lossless Compression Другие параметры:
Заполнение пропущенных сэмплов тишиной : Да
Удаление блоков с тишиной в начале и конце : Нет
Встроенный Win32-интерфейс для Win NT/2000 Характеристики диапазона извлечения и сообщения об ошибках
Выбранный диапазон
Имя файла C:\Dokumente und Einstellungen\Desktop\Bit\Rimsky-Korsakov - The Maid of Pskov (Ivan The Terrible)\Rimsky-Korsakov - The Maid of Pskov (Ivan The Terrible) (Disc 2 of 2)..ape Пиковый уровень 100.0 %
Качество диапазона 99.9 %
CRC 91DCA762
Копирование... OK Ошибок не произошло Конец отчёта
CD 1 : 01. ДЕЙСТВИЕ 1. Сцена 1. Overture
02. Горю! Лови!
03. Сказка про хороброго витязя Горыню
04. Раскукуйся ты, кукушечка
05. Вот здесь, не то, что в терему
06. Сцена 2. Кто созвонил на сходку CD 2 : 01. ДЕЙСТВИЕ 2. Сцена 1. Грозен царь идет во Великий Псков
02. Ах, мама, мама
03. Ударили в Застеньи!
04. Сцена 2. Intermezzo «Войти, аль нет»
05. Царь-Государь
06. Я все хотел тебя спросить
07. ДЕЙСТВИЕ 3. Сцена 1. Ах, ты дубрава дубравушка
08. Одна, в лесу
09. Сцена 2. Вот, обелил я Псков
10. Здорово, Ольга Ивановна
11. Девичьи слезы и девичье горе
12. Безумная!