VladdyR · 07-Мар-10 15:38(15 лет 1 месяц назад, ред. 07-Мар-10 19:28)
THE McPEAKE FAMILY - The McPeake Family Жанр: Irish folk, Traditional Год выпуска диска: 1963 Производитель диска: UK Аудио кодек: MP3 Тип рипа: tracks Битрейт аудио: 320 kbps Продолжительность: 44'37" Трэклист: 01. McLeods Reel (1.22) 02. A Bucket Of The Mountain Dew (2.00) 03. Eileen Aroon (2.30) 04. An Durd Fainne (2.13) 05. My Singing Bird (3.25) 06. The Lament of Aughrim (4.18) 07. Carraig Dun (3.09) 08. The Derry Hornpipe (1.49) 09. The Old Piper (1.53) 10. Slieve Gallon Brae (2.01) 11. Ireland, Boys, Hurrah (2.37) 12. Cock Robin (3.21) 13. An Coolin (3.31) 14. The Verdant Braes Of Skreen (3.37) The McPeake Family: Irish Traditional Songs The McPeake Family
Topic Records 12T87 (LP, UK, 1963)
Recorded by Bill Leader in 1962 Musicians
Francis McPeake (father), vocals, Uillean pipes;
Francis McPeake (son), vocals, Uillean pipes;
Francis McPeake (grandson), vocals, Uillean pipes;
James McPeake, vocals, harp;
Kathleen McPeake, vocals, harp;
Tommy McCrudden, vocals All tracks trad. except
Track 4 words Patrick Pearse, music trad.;
Track 5 words Edith Wheeler, music trad. Munster folk tune Review This review is from Gramophone, September 1963: Another record devoted to the music-making of a single family is to be found on Topic 12T87–The McPeake Family. Francis McPeake proved himself, right at the beginning of this century, to be one of the great Irish pipers and the talent seems to have been passed on to both his son and grandchild, both of whom, incidentally, are also named Francis. The LP contains three purely instrumental tracks (the pipe or pipes being accompanied by harp): McLeod's Reel, The Derry Hornpipe and Lament Of Aughrim, the last-named a remarkably moving performance. Among the other tracks is Kathleen McPeake's version of a fine Gaelic song, Eileen Aroon, an ironic number–The Old Piper–about a piper who could only play one tune, and Carraig Dun, a song which belongs to the same family as The Mountains Of Mourne. Официальный сайт http://www.mcpeakemusic.com/index.php
About The McPeake family
О МакПиках Главой семейства многие годы являлся Фрэнсис. Он родился в 1885 году в Белфасте и происходил из древнего рода, проживавшего на севере страны (Derry). В шестилетнем возрасте у Фрэнсиса пробудился интерес к музыкальным традициям семьи. Его отец превосходно пел, играл на флейте и обучал этому искусству сыновей. По воспоминаниям Фрэнсиса, когда ему было одиннадцать, отец и два старших брата сформировали семейный ансамбль. Они играли по вечерам у домашнего очага, в кругу соседей и друзей, иногда выступали на праздниках или спортивных состязаниях. Тянулся за старшими и Фрэнсис. Он тоже выучился играть на флейте, но однажды, на каком-то празднике, услыхал, как играет на иллианпайпах слепой музыкант из Гэлвея — Джон О’Рейли (John O’Reilly). С этого момента Фрэнсис понял, что будет пайпером. Ему повезло, так как О’Рейли согласился стать его учителем. Несколько лет упорного труда — и Фрэнсис овладел самым сложным из всех инструментов. Пайперов в то время в Ирландии можно было сосчитать по пальцам одной руки, а на севере страны их не было вовсе. Фрэнсис совершенствовал мастерство, оттачивал технику, разучивал песни, и ему повезло еще раз, когда в 1906 году он стал обладателем уникального инструмента, изготовленного мастером (пайпмейкером) Ричардом О’Мэйли (Richard O’Malley). В 1908 году Фрэнсис МакПик принял участие в конкурсе пайперов в Белфасте и стал лауреатом, получив награду из рук выдающегося ирландского композитора, профессора музыки из Корка Карла Хардебека (Karl Hardebeck). К началу двадцатых годов Фрэнсис уже имел репутацию выдающегося иллианпайпера Северной Ирландии, причем он был едва ли не единственным, кто пел под собственный аккомпанемент. Отметим, что из всех разновидностей волынок только на иллианпайпах, где воздух в мехи нагнетается движениями локтя, возможен аккомпанемент самому себе, но на это редко кто отваживался. Музыкальные способности Фрэнсиса обнаружились и в двух его сыновьях – Фрэнке (его также называли Фрэнсис-II) и Джеймсе (Frank and James McPeake). Причем если Фрэнк осваивал иллианпайпы, то Джеймсу было поручено обучиться игре на ирландской арфе. Позже Джеймс вспоминал, что отец долгое время играл с уэльским арфистом Джоном Пейджем (John Page) и был настолько увлечен синтезом арфы с пайпами, что решил вырастить смену Пейджу в лице собственного сына. Подходящий инструмент нашли только после трех или четырех лет поисков. Искомая арфа была изготовлена МакФуллом (McFull), мастером из Белфаста, и, прежде чем попасть к МакПикам, многие годы хранилась в женском монастыре. Джеймс, уже выучившийся игре на фортепиано, скрипке и аккордеоне, принялся осваивать арфу и вскоре мог составить пару отцу. По вечерам Фрэнсис и сыновья собирались у семейного очага и играли, как это делали их далекие и близкие предки. Так возникло семейное Трио МакПик (the McPeake Trio). В пятидесятые годы вместе с ними выступали пайпер Томас О’Канаин (Tomas O’Canainn) и скрипач Томми Ган (Tommy Gun), а ансамбль в то время назывался the Seamus McPeake Ceili Band. Между тем у главы семейства подрастали внук Фрэнк (Фрэнсис-III) и внучка Кетлин (Kathleen). Оба стали музыкантами и вскоре, вместе с двоюродным братом Томми МакКруденом (Tommy McCrudden), составили еще одно трио. Как и старшие МакПики, они играли на иллианпайпах и арфе и, конечно, пели. В 1957 году семейство МакПик пригласили на Всемирный Фестиваль молодежи в Москве, где их выступление произвело фурор среди разноплеменной публики. С тех пор семейный ансамбль желанный гость повсюду. Три раза – в 1958, 1959, 1960 годах – они выигрывали главные призы на Международном Конкурсе в Ланголене (the International Eisteddfod at Llangollen), а в 1961 году выступили в лондонском Royal Albert Hall. В 1965 году McPeake Family прибыли в США по приглашению Пита Сигера, который огранизовал им турне по стране. Тогда же семейство выступило в Белом Доме по приглашению Президента Линдона Джонсона (Lindon Johnson)[xx]. Фрэнсису в то время было уже восемьдесят! Он прожил долгую и славную жизнь, играл до глубокой старости и умер в 1971 году в кругу своей великой певческой семьи. Кроме детей и внуков, после Фрэнсиса остались множество песен и аранжировок, но пластинок издано немного. Одна из них была записана Биллом Лидером в декабре 1962 года, когда МакПики прибыли в Лондон и выступили в “The Singers’ Club”. В результате — появилась пластинка “The McPeake Family” — один из самых ярких образцов ирландской народной музыки. The McPeake family of Belfast were one of the few Irish pre-ballad boom groups. That they were better-known abroad than at home is illustrated by a story told about a conversation between Bob Dylan and Bono of U2 in 1984. The legendary singer asked what Bono thought of the McPeakes. The Dublin-born Bono had never heard of them. The group was built up around the grandfather, Francis I, who had studied pipes under the blind Galway piper John Reilly, and had won prizes at the 1908 Belfast Feis and the 1912 Oireachtas. His musical career began as a triangle player in a flute band of which his brother John was a founder member, around 1898. He acquired a set of O'Mealy pipes and developed the unique facility of being able to sing and play at the same time, a combination repeated with great success by The Fureys and Planxty (albeit using both a vocalist and piper). The family group, composed of Francis (Da), his sons Francis II and James, and grandchildren Kathleen, Francis III and Tom McCrudden, achieved considerable international success and won the Eisteddfodau in 1958, '60 and '62. In the 1950s they played as the Seamus McPeake Ceili Band, with which piper Tom疽 O Canainn and
fiddler Tommy Gunn played at one time or another. On the suggestion of Pete Seeger they made a two-month tour of the United States in 1965, when Francis (Da) was 80, and played for President Johnson in the White House. They have also performed in Moscow. Other admirers included Van Morrison and John Lennon who once asked Francie to teach him the uilleann pipes and almost bought a set off him. The group featured vocals, two uilleann pipes, two harps, banjo, guitar and tin whistle. A year later Seeger came to the Whitla Hall in Belfast for Francis senior's farewell concert. Their most famous song, Will Ye Go, Lassie Go, written by Francis Senior,was recorded by The Clancys and The Byrds in the 1960s and Rod Stewart
(after copyright hiccups were sorted out) in the 1990s, but they also passed other folk songs on into the tradition. Another song they performed, Purple Heather, was recorded by Van Morrison. Francie II suffered an accident to his right hand in the early 1970s which meant the end of his career as a full-time performer, but he never gave up playing altogether. Although the group ceased to play for some time after the death of Francis I in 1971, they formed a new line-up in the 1980s which did club work in the North.
Об альбоме
Данный альбом — ещё одна яркая страница истории ирландской традиционной музыки в 20-м веке, ведь это первый лонгплэй легендарного симейства МакПиков, одного из старейших и влиятельнейших кланов на ирландской фолк-сцене начального этапа фолк-возрождения.
Каждый миг этой пластинки – от начала до конца, каждая песня, каждый звук, включая комментарии и даже паузы, – всё повествует об истории и культуре Ирландии. Это, конечно же знал Билл Лидер, который почти не вмешивался в звукозаписывающий процесс. Знал он и то, что если декабрьским вечером 1962 года, в лондонском клубе, оклеенном аляповатыми обоями, он не запишет МакПиков, то мир потеряет лучшую часть своей истории… Вот тусклая фотография семейства на лицевой стороне обложки: на высоком стуле возвышается отец семейства – Фрэнсис МакПик. Ему 78 лет! Он в светлой вязанной кофте, взгляд спокоен, седая голова немного наклонена, в пластике нет напряжения, нет тревоги, нет суеты. Его голос столь же тихий, плавный, хрипловатый. Таким голосом рассказывали истории старые блюзмены Дельты. Этим голосом пожилой Букка Уайт (Bukka White), отставив гитару, рассказывал о своем учителе Чарли Паттоне (Charlie Patton), а девяностолетняя Элизабет Коттен (Elizabeth “Libba” Cotten) — о своем далеком детстве… Всех этих великих стариков, несомненно, что-то роднит. И если бы на всем альбоме звучал только один голос старого Фрэнсиса, даже без песен и без инструментов, – то и в этом случае это была бы музыка… По обеим сторонам от главы семейства расположились его сыновья, чуть в стороне – внуки… Они начали со старинной инструментальной пьесы “McLeod’s Reel”, продолжили “A Bucket of the Mountain Dew”, которую спели хором, а затем Фрэнсис тихо представил Кэтлин, которая, под аккомпанемент арфы, без йоты напряжения, запела песню “Eileen Aroon”… Инструментальная пьеса “The Lament of Aughrim”, корни которой тянутся к XVII веку и которую Фрэнсис когда-то услышал от своего первого учителя, слепого пайпера Джона Рейли, звучит плавно и размеренно. В иллианпайпах нет громкости, нет мощи, нет величия и грациозности, которые обычно воспроизводит этот инструмент даже против воли музыканта… Не беда! У Фрэнсиса есть нечто большее – сила духа. И это слышится тем явственнее и выразительнее, чем музыкант старше. У него нет прежней силы в локтях, чтобы давить на мехи, но есть мудрость и есть знания, есть прожитое и пережитое, и для того чтобы воплотить их в звуки, нужны ли сила и мощь?.. То же и с хоровым песнопением. “Carring Dum”, “Cock Robin” МакПики поют с тем же тихим тщанием, с каким только что играли на инструментах. Их многоголосие зиждется не на правилах классического песнопения, а на законах старшинства в роду: песню, слышанную много десятилетий назад, запевает Фрэнсис, к нему подключаются сначала сыновья, затем внуки, настраивая голоса по тембру и громкости в соответствии со своим местом в роду, так, чтобы голоса младших не заглушали и не возвышались над голосами старших, а следовали первые за вторыми. Вот почему старейшина рода всегда слышен, его голос всегда и первый и главный. Так же семейство садится за обеденный стол, где право преломить хлеб принадлежит старшему… Когда-то Фрэнсис сидел у ног отца и старших братьев и, затаив дыхание, слушал их пение. Теперь, спустя семь десятилетий, старший – он. Пройдет еще какое-то время (и уже прошло!) — и уже его внуки будут запевать, а внуки внуков бережно подхватывать и нести песню дальше, своим детям и внукам… В этом незыблемый закон семейного очага, от которого произошла вся культура рода человеческого, и творческая жизнь ирландского семейства МакПик – лучшая книга по истории этой культуры.