Администрирование в информационных системах. Учебное пособие для вузов, 2-е изд.
Год издания: 2018
Автор: Беленькая М. Н., Малиновский С. Т., Яковенко Н. В.
Издательство: Горячая линия– Телеком
ISBN: 978-5-9912-0418-7
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 409
Описание: Систематизированы основные сведения, необходимые администратору информационных систем (ИС). Приведена информация о функциях и задачах специалистов по управлению и сопровождению ИС, стандартах работы, организации и функциях служб администрирования ИС. Описаны стандарты работы ИС и стандартизирующие организации. Рассмотрены объекты управления ИС, модели и протоколы управления. Особое внимание уделено моделям управления, в том числе ITIL, FCAPS, ONC. Рассмотрены вопросы администрирования кабельных систем и приведены примеры их администрирования. Приведена информация о системах сетевого администрирования (NMS) и поддержки операций (OSS). Обсуждаются вопросы администрирования файловых систем; организации подсистем ввода/вывода; администрирования баз данных; практические аспекты одной из самых трудных организационных и технических задач администрирования системы – проблемы присоединения ИС к оператору связи. Во втором издании (кроме исправления неточностей и опечаток) уточнены вопросы применения технологий PON, FTTx, а также подробно рассмотрена технология RAID 6. Для студентов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника», магистров, аспирантов и специалистов в области информационных технологий.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Администрирование информационной системы.
Вводные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Функции администратора системы. Состав служб
администратора системы и их функции . . . . . . . . . . . . .8
1.2. Требования к специалистам служб администриро вания
ИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Общие понятия об открытых и гетерогенных
системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.4. Стандарты работы ИС и стандартизирующие
организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 2. Объекты администрирования и модели управления . . 24
2.1. Объекты администрирования в информационных
системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Модель сетевого управления ISO OSI . . . . . . . . . . . . . . 26
2.3. Модель управления ISO FCAPS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.4. Модель управления ITIL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.5. Модель управления ITU TMN. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.6. Модель управления eTOM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.7. Модель RPС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 3. Администрирование кабельных систем. . . . . . . . . . . 63
3.1. Понятие о средах передачи данных . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.2. Кабельные системы передачи данных . . . . . . . . . . . . . .64
3.3. Организация кабельных систем зданий и кампусов . . . 72
3.4. Стандарты и задачи администрирования . . . . . . . . . . . 76
3.5. Примеры систем администрирования кабельных
систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
3.5.1. Пример инструкции по установке компонент
кабельной системы в стойку . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
3.5.2. Пример реализации системы управления
кабельной системой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Глава 4. Администрирование сетевых систем. . . . . . . . . . . . . 88
4.1. Вопросы внедрения мостов и коммутаторов.
Управление коммутаторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
4.1.1. Хабы, мосты, коммутаторы, шлюзы . . . . . . . . . . . 88
4.1.2. Задача проектирования сети. . . . . . . . . . . . . . . . 103
4.2. Вопросы внедрения маршрутизаторов. Протоколы
маршрутизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
4.2.1. Маршрутизаторы, протоколы маршрутизации . . 106
4.2.2. Конфигурирование протокола маршрутизации . 116
4.3. Системы сетевого администрирования
и сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
4.4. Планирование и развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Глава 5. Средства администрирования операционных систем.
Администрирование файловых систем . . . . . . . . . . .125
5.1. Параметры ядра операционной системы. Инсталляция
операционной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
5.2. Подсистема ввода-вывода (дисковая подсистема)
и способы организации дискового пространства. . . . . 131
5.3. Подготовка дисковой подсистемы для ее использования
ОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
5.4. Технология RAID. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
5.5. Вопросы администрирования файловых систем . . . . . 149
5.6. Протоколы передачи файлов и файловые системы
Интернет. FTP, SUN NFS и IS FTAM . . . . . . . . . . . . . 150
Глава 6. Администрирование баз данных. Средства СУБД . . .154
6.1. Администрирование баз данных и администрирование
данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
6.2. Инсталляция СУБД. Параметры ядра СУБД
и параметры ввода-вывода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
6.2.1. Инсталляция СУБД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
6.2.2. Основные параметры запуска ядра СУБД . . . . . 157
6.2.3. Основные параметры операций ввода-выводана
жесткий диск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
6.2.4. Основные параметры буферного пула. . . . . . . . . 161
6.3. Средства мониторинга и сбора статистики . . . . . . . . . 162
6.3.1. Мониторинг СУБД. Средства мониторинга . . . . 162
6.3.2. Сбор статистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
6.4. Средства защиты от несанкционированного доступа . 165
6.5. Способы восстановления и реорганизации . . . . . . . . . 168
6.5.1. Способы реорганизации БД . . . . . . . . . . . . . . . . 168
6.5.2. Восстановление БД. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Глава 7. Подключение ИС к узлу оператора связи . . . . . . . . .173
7.1. Организация последней мили на базе медных кабелей
(«старой меди») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
7.1.1. Технология ISDN. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
7.1.2. Технология xDSL (Digital Subscriber Line) . . . . . . 180
7.2. Организация последней мили с использованием
неограниченных сред . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
7.3. Действия администратора системыпо подключению
к узлу оператора связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
7.3.1. Классы IP-адресов (версия IP v.4) . . . . . . . . . . . . 190
7.3.2. Маски подсетей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
7.3.3. Технология NAT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Глава 8. Администрирование процесса поиска и диагностики
ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
8.1. Задачи функциональной группы F. Двенадцать задач
управления при обнаружении ошибки . . . . . . . . . . . . 207
8.2. Базовая модель поиска ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
8.3. Стратегии определения ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
8.4. Средства администратора системы по сбору и поиску
ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
8.5. Метрики работы информационной системы . . . . . . . . 217
8.6. Диагностика ошибок Ethernet . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
8.7. Диагностика ошибок в среде протоколов TCP/IP . . . . 222
8.8. Предупреждение ошибок в среде протоколов TCP/IP 225
8.9. Решения проблем в среде протоколов TCP/IP . . . . . . . 227
8.9.1. Проблемы установления соединения . . . . . . . . . 227
8.9.2. Проблемы конфигурации IP, дублируемого
IP-адреса и некорректной маски подсети . . . . . . 228
8.9.3. Некорректные маршруты по умолчанию
и DNS-сервера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
8.9.4. Физические проблемы. Проблемы DNS . . . . . . . 231
8.9.5. Проблемы маршрутизации и конфигурации
сервера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
8.9.6. Проблемы безопасности доступа . . . . . . . . . . . . 234
8.9.7. Периодический отказ соединения . . . . . . . . . . . 235
8.9.8. Низкая производительность сети . . . . . . . . . . . . 236
8.9.9. Медленные хосты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Глава 9. Администрирование процесса конфигурации . . . . . . .245
9.1. Необходимость администрирования процесса
конфи гурации. Последовательность процесса
конфигурации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
9.2. Задачи и проблемы конфигурации . . . . . . . . . . . . . . . 247
9.3. Оценка эффективности конфигурации ИС с точки
зрения бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
9.3.1. Метрики систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
9.3.2. Защита от несанкционированного доступа . . . . 251
9.4. Технологии конфигурации и практические
рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Глава 10. Администрирование процесса учета и обеспечения
информационной безопасности. . . . . . . . . . . . . . . .258
10.1. Задачи учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
10.2. Защита от угроз безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
10.2.1. Виды угроз безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
10.2.2. Средства, мероприятия и нормы обеспечения без-
опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
10.2.3. Обычные меры организационной защитыдля
борьбы с преднамеренными угрозами . . . . . . . 266
10.3. Пример реализации защиты от НСД для системы
поддержки банкоматов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
10.3.1. Аппаратные средства защиты. . . . . . . . . . . . . . 268
10.3.2. Программные ограничения, препятствующие
мошенничествам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
10.3.3. Организационные мероприятия по обеспечению
безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
10.4. Пример реализации средств безопасности сетевой
подсистемы ИС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
10.4.1. Политика безопасности магистрального
уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
10.4.2. Политика безопасности уровня распределения 274
10.4.3. Политика безопасности на уровне доступа . . . 276
10.5. Обеспечение безопасности при удаленном доступе
к сети предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
10.5.1. Типы виртуальных частных сетей . . . . . . . . . . 281
10.5.2. Технология IPSec . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Глава 11. Администрирование процесса контроля
производительности системы . . . . . . . . . . . . . . . . .295
11.1. Понятие производительности информационной
системы. Основные этапы управления
производительностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
11.2. Метрики производительности ИС . . . . . . . . . . . . . . . 301
11.2.1. Метрики сетевой подсистемы ИС. . . . . . . . . . . 301
11.2.2. Производительность файл-серверов. . . . . . . . . 305
11.3. Бизнес-метрики производительности. . . . . . . . . . . . . 306
11.4. Технические и бизнес-метрики в современных сетевых
технологиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
11.5. Дополнительный инструментарий администратора
системы для измерения производительности ИС. . . . 313
11.6. Практические рекомендации службам администратора
системы по контролю производительности ИС . . . . . 314
Глава 12. Протоколы, используемые для программирования
систем администрирования. Системы
администрирования, сопровождения и поддержки. . . 317
12.1. Протоколы, используемые для программирования
систем администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
12.1.1. Протокол ISO CMIP и услуги CMIS
(модель OSI) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
12.1.2. Протокол SNMP (модель ONC) . . . . . . . . . . . . 322
12.1.3. Протокол RMON . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
12.1.4. Протокол NetFlow. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
12.2. Информационные системы администрирования
и системы сетевого администрирования (NMS) . . . . 341
12.2.1. Пример функций модулей системы администри-
рования HP OpenView. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
12.2.2. Пример использования системы сетевого
администрирования NetQos . . . . . . . . . . . . . . . 347
12.3. Системы оперативного сопровождения и поддержки —
OSS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Глава 13. Эксплуатация и сопровождение информационных
систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375
Приложение. Краткий словарь сокращений и терминов . . . . .378