Хотя о существовавшей в Питере во второй половине 70-х группе
Палата № 6 сегодня вспоминают, прежде всего, по причине того, что в ней начиналась музыкальная биография
Виктора Цоя, на самом деле, её основным действующим лицом и движущей силой был одарённый певец, музыкант и автор песен, а ещё позже театральный актёр
Максим Пашков.
Максим родился 8 августа 1962 в Питере. Его родители, военный инженер и переводчица, не имели прямого отношения к миру искусства, но увлекались современной музыкой и собирали её записи. По воспоминаниям
Пашкова, его первым увлечением стал джаз - он с удовольствием слушал
Дюка Эллингтона и других звёзд мэйнстрима - и только подростком переключился на
Элвиса,
Джонни Холлидея и, конечно,
The Beatles, музыка которых повлияла на него сильнее, чем что-либо другое. В 1969
Максим поступил в 232-ю английскую спецшколу, а в пятом классе родители определили его ещё и в детскую художественную школу на канале Грибоедова. К тому времени он - с помощью отца, который неплохо играл на семиструнке - освоил гитару, а потом ф-но и другие инструменты.
Чуть ли не все ученики художественной школы бредили рок-музыкой, однако, Пашков оказался единственным из них, кто умел играть её. В первый же год обучения он познакомился с
Цоем, который владел старенькой гитарой и знал пару простых аккордов. Некоторое время они вдвоём бесцельно бренчали на гитарах - благо, у
Пашкова-старшего их было несколько - после чего
Максим решил сколотить из одногруппников трио, которое ему пришлось учить играть на своих инструментах: так
Виктор Цой стал бас-гитаристом ("у неё всего четыре струны, да и партии попроще"), а
Виталий Соколов - барабанщиком. Экипировка группы потребовала больших финансовых вливаний:
Цою, в конце концов, вскладчину купили в комиссионке бас-гитару, а
Виталику пришлось довольствоваться пионерским барабаном и какими-то железяками.
Ещё никак не называвшаяся группа проводила много времени у магнитофона, на слух снимая партии инструментов, играла всё подряд, правда, отдавая предпочтение
Black Sabbath ("у них был тот же набор инструментов, ясные мелодии и, что нам импонировало, мрачные тексты") и изредка выступала на школьных вечерах. Так прошло четыре года. К концу этого времени
Пашков окончательно потерял интерес к рисованию, решив посвятить себя музыке, а
Цой ещё надеялся стать художником, поэтому после восьмого класса ушёл из общеобразовательной школы и поступил в училище им. Серова.
Тем не менее, группа, которая к этому времени получила многозначительное имя
Палата № 6 (мол, понимаем, в какой стране живём), не развалилась, а переехала в Серовку, где был кое-какой аппарат и уже существовала группа
Голубые Монстры.
Виталий Соколов пропал из виду, но в училище отыскался новый барабанщик,
Анатолий Смирнов - разносторонне одарённый художник и музыкант, который уже тогда поглядывал в сторону профессиональной сцены.
Палата № 6 исполняла материал
Black Sabbath,
Deep Purple (с непременной "Smoke On The Water") и песни самого
Макса, которые можно было определить как мелодичный хард с нарочито чернушными текстами. Группа регулярно и с успехом выступала у себя в Серовке, а также гастролировала по соседним школам.
Цой, который все первые годы посвятил борьбе с бас-гитарой, мало по малу освоился на сцене, а также начал проявлять себя как интересный аранжировщик. Помимо того, он славился умением точно снимать партии любых инструментов, а на записях играл отдельные гитарные партии и пел вторым голосом (делать это на сцене он покуда не решался).
К началу 1980
Смирнов начал пропускать репетиции и концерты, поскольку в поисках приработка постоянно где-то халтурил. В этих случаях его подменял
Владимир Дорохин из группы с эксцентричным названием
Электрофикционные Колебания Как Фактор Износа Трамвайных Рельс.
Дорохин также отметился в, как минимум, двух номерах альбома "Слонолуние", который
Палата № 6 в то время записывала дома у
Пашкова в Мучном переулке, используя два бытовых магнитофона.
В июне 1980
Палата № 6 выступила на выпускном школьном вечере с чуть более известным
Пилигримом, в котором играли
Дюша Михайлов,
Алексей Рыбин,
Олег Валинский и
Борис Ободовский. Тем же летом
Пашков поступил в Театральный институт на курс
В. В. Петрова, и активность
Палаты № 6 начала сходить на нет. К тому же, и сам
Цой был принят в реставрационное училище на пр. Стойкости, где той же осенью стал гитаристом группы
Ракурс.
Правда, в начале 1981
Палата № 6 выступила на сэйшене в общежитии на ул. Здоровцева в компании с
Пеплом, где к ним присоединился флейтист
Борис Ободовский из только что распавшегося
Пилигрима, но той же весной
Палата № 6 окончательно ушла в прошлое.
Цой, который продолжал играть в
Ракурсе, в то время сошёлся с панковской компанией
Свиньи и пару раз исполнял роль бас-гитариста в
Автоматических Удовлетворителях. Летом 1981 они с
Лёшей Рыбиным объединились под именем
Гарин И Гиперболоиды, из чего к началу следующего года родилось
Кино.
Смирнов ушёл на эстраду.
Ободовский позднее играл с группами
Штормглас и
Пепел. Что же до самого
Пашкова, то он с 1980 по 1984 осваивал актёрское мастерство, на последнем курсе ЛГИТМиК сделал ещё одну попытку записать свой материал, в чём ему помогал новый гитарист
Кино Юрий Каспарян, а по окончании института на два года ушёл в армию.
Отслужив,
Максим вернулся домой и обнаружил, что в Питере начался новый бум русского рока, а его бывший бас-гитарист стал одной из его звёзд. Сам он к тому времени переключил внимание с тяжёлого рока на новую волну, а также начал сочинять романтичные песни в бардовском ключе. Он хотел было реорганизовать
Палату № 6, вернее, собрать группу для исполнения своего нового материала, для чего снова привлёк
Дорохина (который после
Палаты № 6 играл в
Хамелеончике За и
Пепле) и ряд других знакомых музыкантов, но время уже было упущено - вскоре
Пашков стал актёром театра им. Ленинского Комсомола и год отыграл на его сцене.
В ноябре 1987
Дюша Михайлов пригласил
Максима в группу
Невеста, которая возникла за полгода до этого на обломках его
КСК. Они много репетировали, но выступили всего несколько раз, поскольку сам
Дюша много гастролировал с
Объектом Насмешек, а их клавишник
Павел Кондратенко был крайне загружен в
Алисе. Весной 1988 Пашков ушёл из
Невесты и на некоторое время покинул музыку.
Он устроился в театр "Народный Дом", возникший на базе Мюзик-холла (его возглавил
Лев Рахлин-младший), где была поставлена пьеса "Играем короля", которую
Максим сочинил в соавторстве с
Борисом Бирманом. В спектакле звучало несколько песен, специально написанных для него
Пашковым. Театр представлял "Короля" на питерской сцене, а также вывозил в Европу. В 1989 "Народный Дом" поставил ещё одну пьесу
Максима "Если кошку ободрать, она точь в точь кролик". Пьеса вызвала острое недовольство у чиновников, зато объехала Францию, Данию, Югославию и т. д., неизменно пользуясь успехом у публики.
Всё это время
Пашков продолжал поддерживать творческие контакты с бывшим бас-гитаристом
Невесты Михаилом Дубовым, который высоко ценил его песни, поэтому в середине 1990, после того, как неугомонный
Дубов, кочевавший из группы в группу, расстался с
Духами, они собрали группу
Питерский Блюз, получившую своё название от одного из главных хитов в репертуаре
Максима. В её состав вошёл барабанщик
Игорь Артеменко (экс-
Опасные Соседи) и его жена, бывшая саксофонистка
Экс-Миссии Жанна Озгибцева. Они периодически выступали (в т.ч., в клубе "Nord", где
Дубов одно время был кем-то вроде арт-директора), но к 1992 незаметно распалась, а
Макс окончательно ушёл в мир театра.
Большую часть 90-х и начало следующего десятилетия
Максим Пашков провёл, гастролируя в Европе с различными театральными проектами, сотрудничал с "Парамон-театром" ныне живущего в Германии режиссёра
Григория Коффа (его питерский "Театр на Перекупном" осенью 1996 дал жизнь клубу "Молоко"), руководил детскими театральными кружками, а иногда выступал как музыкант; в частности, в 2004 в Кёльне он дал импровизированный концерт с
Дубовым и его немецкими музыкантами.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/