Книгоглот · 22-Авг-16 13:02(8 лет 10 месяцев назад, ред. 16-Авг-23 00:56)
Собрание сочинений в 10 томах Годы издания: 1983-1986 Автор: Катаев Валентин Петрович Жанры: Проза, публицистика, драматургия, поэзия Издательство: М.: Художественная литература ISBN: нет Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 607, 590, 455, 542, 639, 535, 495, 743, 576, 711 Описание: Собрание сочинений русского советского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986) в 10 томах, выпущенное издательством «Художественная литература» в 1983-1986 гг. Том 1 – рассказы (1914–1973) и сказки (1940–1945). Том 2 – повесть «Растратчики» (1925–1926), юмористический роман «Остров Эрендорф» (1924), роман-хроника «Время, вперед!» (1931–1932), повесть «Электрическая машина» (1943). Том 3 – повести «Я, сын трудового народа...» (1937), «Жена» (1942–1943), «Сын полка» (1944) и «Поездка на юг» (1951). Том 4 – две первые части тетралогии «Волны Черного моря»: «Белеет парус одинокий» (1936) и «Хуторок в степи» (1956). Том 5 – две заключительные части тетралогии «Волны Черного моря»: «Зимний ветер» (1957–1960) и «Катакомбы» (1936–1961–1983). Том 6 – повести «Маленькая железная дверь в стене» (1960–1964), «Святой колодец» (1962–1965), «Трава забвенья» (1964–1967), «Кубик» (1967–1968). Том 7 – автобиографическая книга «Алмазный мой венец» (1975–1977) и книга о Первой мировой войне «Юношеский роман» (1980–1981). Том 8 – написанные на автобиографическом материале книги «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1969–1972) и «Кладбище в Скулянах» (1973–1975). Том 9 – пьесы, написанные в период с 1927 по 1962 г.: «Растратчики», «Квадратура круга», «Миллион терзаний», «Синий платочек» и др. Том 10 – юмористические рассказы, фельетоны «Горох в стенку» (1920–1970); публицистические статьи, очерки, литературные портреты, воспоминания «Почти дневник» (1920–1985); стихотворения (1914–1984) и повесть «Спящий» (1984).
Примеры страниц
Подробное содержание каждого тома
Том 1
А. М. Кузнецов. Единство в многообразии (Творчество Валентина Катаева)
РАССКАЗЫ
Весенний звон
Ружье
Земляки
Ночью
Барабан
В воскресенье
А + В в квадрате
Человек с узлом
Музыка
Опыт Кранца
В осажденном городе
Золотое перо
Железное кольцо
Сэр Генри и черт (Сыпной тиф)
Бездельник Эдуард
Прапорщик
Отец
Рыжие крестики
Огонь
Восемьдесят пять
Зимой
Родион Жуков
Ножи
Раб
Гора
Актер
Море
Вещи
Ребенок
На полях романа
Сон
Сюрприз
Театр
Встреча
Черный хлеб
Цветы
Под Сморгонью
На даче
Третий танк
Флаг
Отче наш
Виадук
Новогодний рассказ
Проклятый ветер
Вечная слава
Порт
Дорогой, милый дедушка
Сорренто
Демьян рассказывает
Фиалка
СКАЗКИ
Дудочка и кувшинчик
Цветик-семицветик
Голубок
Жемчужина
Пень
Том 2
РАСТРАТЧИКИ. Повесть
ОСТРОВ ЭРЕНДОРФ. Юмористический роман
ВРЕМЯ ВПЕРЕД! Роман-хроника
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА. Повесть
Том 3
Я, СЫН ТРУДОВОГО НАРОДА... Повесть
ЖЕНА. Повесть
СЫН ПОЛКА. Повесть
ПОЕЗДКА НА ЮГ. Повесть
Том 4
ВОЛНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ. Тетралогия
Часть первая. БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ
1. Прощанье
2. Море
3. В степи
4. Водопой
5. Беглец
6. Пароход «Тургенев»
7. Фотографическая карточка
8. «Человек за бортом!»
9. В Одессе ночью
10. Дома
11. Гаврик
12. «Подумаешь, лошадь!»
13. Мадам Стороженко
14. «Нижние чины»
15. Шаланда в море
16. «Башенное, огонь!»
17. Хозяин тира
18. Вопросы и ответы
19. Полтора фунта житного
20. Утро
21. Честное благородное слово
22. Ближние Мельницы
23. Дядя Гаврик
24. Любовь
25. «Меня украли»
26. Погоня
27. Дедушка
28. Упрямая тетя
29. Александровский участок
30. В приготовительном
31. Ящик на лафете
32. Туман
33. Ушки
34. В подвале
35. Долг чести
36. Тяжелый ранец
37. Бомба
38. Штаб боевиков
39. Погром
40. Офицерский мундир
41. Елка
42. Куликово поле
43. Парус
44. Маевка
45. Попутный ветер
Часть вторая. ХУТОРОК В СТЕПИ
1. Смерть Толстого
2. «Шкелет»
3. Что такое «красный»?
4. Крупные неприятности
5. Панихида
6. Отставка
7. Старый друг
8. Мечта Гаврика
9. Банка варенья
10. Господин Файг
11. Фланелька
12. Отъезд
13. Письмо
14. На пароходе
15. Стамбул
16. Куриный бульон
17. Акрополь
18. Новая шляпа
19. Пустынный круг Средиземного моря
20. Мессина
21. Плиний Младший
22. Неаполь и неаполитанцы
23. Алексей Максимович
24. Везувий
25. Уголек в глазу
26. Вечный город
27. На берегу Женевского озера
28. Эмигранты и туристы
29. Любовь с первого взгляда
30. Вьюга в горах
31. Так встретила их Россия
32. Драгоценные камни
33. Воскресенье
34. Покупной змей
35. Единица
36. Новая идея тети
37. Старуха
38. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
39. На новом месте
40. Подснежники
41. Ленский расстрел
42. Первый номер «Правды»
43. Хуторок в степи
44. Смерть Чиновника
45. Вдова с ребенком
46. Секретка
47. Любовное свидание
48. Записки Цезаря
49. Королева базара
50. Помощь друзей
51. Лежачего не бьют!
52. Терентий Семенович
53. Светлячки
54. «Усатый»
55. Паруса
56. У костра
57. Звезды
Том 5
Часть третья. ЗИМНИЙ ВЕТЕР
1. Осколок
2. Сверчки
3. Стычка с комендантом
4. Долой войну!
5. Спасение
6. Маленькая женщина
7. Отец и брат
8. Молодые девушки
9. Пир во время чумы
10. Новая тетя
11. Бессонница
12. Роль господина Простакова
13. Четвертая сестра
14. «Сияла ночь! Луной был полон сад...»
15. «Анна» четвертой степени
16. Цена крови
17. Цветы
18. Армия в городе
19. Привет из Петрограда
20. В Смольном
21. Балтийские чайки
22. Бог не допустит
23. Скоро сказка сказывается
24. Лунная ночь
25. Про кота и волка
26. Взятие штаба
27. В железнодорожных мастерских
28. Пораженца и оборонцы
29. Измена
30. Письмо Марины
31. На баррикадах
32. День и ночь
33. Знамя двух революций
34. Бронепоезд «Ленин»
35. У водосточной трубы
36. Хлопчики
37. Свидание
38. На пороге новой жизни
39. Волны, чайки, ветер
Часть четвертая. КАТАКОМБЫ
1. Синенькие
2. Рано утром
3. Полет
4. У самого Черного моря
5. Война
6. Девочка Мотя
7. В хибарке
8. Флаг корабля
9. Круглое зеркальце
10. Свидание с Синичкиным-Железным
11. Колесничуки
12. Последняя ночь
13. При свете догорающих пожаров
14. Ручная граната
15. Бой у кладбища
16. Вылитый Петя
17. Третья явка
18. Зер гут!
19. «Вот тебе и копченая скумбрия!»
20. В катакомбах
21. Петя и Валентина
22. Свет давней любви
23. ПиВ
24. Снежинка
25. Черт украл месяц
26. Пурга
27. Средь бела дня
28. Четыре красные и одна белая
29. «Партизан, сдавайся!»
30. Ответ турецкому султану
31. «Тарас Бульба»
32. Под Новый год
33. «Комиссионный магазинъ»
34. Шкаф фирмы Бернгардт
35. Телеграфный адрес «Мунтяну-текстиль»
36. Капитан Максимов
37. «Каких Моченых?»
38. Огни Кассиопеи
39. Транснистрия
40. Вексельное право
41. «Без оборота на меня»
42. Тезис-мезис
43. «Я вылетел в трубу»
44. «Кот»
45. Встреча
46. Отец и сын
47. Ожидание
48. Крахмальные занавески
49. Туман
50. В сапожной мастерской
51. За Родину!
52. Веточка жизни
53. О погибших
54. Удушливые газы
55. Обвал
56. Правительственная награда
57. Папкино письмо
58. Волны Черного моря
Том 6
МАЛЕНЬКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДВЕРЬ В СТЕНЕ
СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ
ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ
КУБИК
Том 7
АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ
ЮНОШЕСКИЙ РОМАН
Том 8
РАЗБИТАЯ ЖИЗНЬ, ИЛИ ВОЛШЕБНЫЙ РОГ ОБЕРОНА
КЛАДБИЩЕ В СКУЛЯНАХ
Том 9
ПЬЕСЫ
Растратчики
Квадратура круга
«Авангард»
Миллион терзаний
Дорога цветов
День отдыха
Домик
Синий платочек
Случай с гением («Понедельник»)
Пора любви
Том 10
ГОРОХ В СТЕНКУ. Юмористические рассказы, фельетоны
Страшный перелет
Красивые штаны
Иван Степанч
Кедровые иголки
Всесоюзная редкость
Упрямый американец
Смерть Антанты
Мой друг Ниагаров
Фантомы
Товарищ Пробкин
Пасхальный рассказ
Бородатый малютка
Сорвалось!
Выдержал
Загадочный Саша
Лунная соната
Поединок
Сплошное хулиганство
Случай с Бабушкиной
Шахматная малярия
Мрачный случай
ДО и ПО
Искусство опровержений
Экземпляр
Первомайская пасха
Самоубийца поневоле
О долгом ящике
Сказочка про административную репку
Копотопская нарпытка
Беременный мужчина
Дочь Миронова
Гранит науки
Ay, папаша!
Тусклая личность
Спутники молодости
Неотразимая телеграфистка, или Преступление мистера Климова
В Западную Европу
Игнатий Пуделякин
Емельян Черноземный
Внутренняя секреция
Золотое детство
Толстовец
Похвала глупости
Жертва спорта
Собачья жизнь
«Наши за границей»
Автор
«Мы вышли в сад...»
«На голом месте...»
Париж Вена – Берлин
Два гусара
Записки толстяка
Парадокс
Монолог мадам Фисаковой
Критика за наличный расчет
Однофамилец
Донжуан
Мимоходом
Умная мама
Оперативный Загребухин
Советы молодой красавице
С Новым годом!
Ионыч из Вашингтона
Гамлет
История шедевра
Обезьяна
ПОЧТИ ДНЕВНИК
Записки о гражданской войне
Политотдельский дневник
В дни Отечественной войны
Их было двое
Поклянемся никогда не забывать этого!
«Торопиться приносить скоро»
Гвардии капитан Туганов
Концерт перед боем
Партизан
Лейтенант
Фотографическая карточка
Во ржи
В наступлении
Отец Василий
Труба зовет
В Молдавии
Кузнец
Семья Игнатовых
Одесские катакомбы
История одного интервью
Репортажи из Буживаля
Переделкино
Короленко
Альбер Марке
Ровесники кино
Николай Павлович Хмелев
Николай Островский
Памяти друга
Заметки о Всеволоде Иванове
Слово надо любить
Леонид Сойфертис
Новогодний тост
Заметки о Маяковском
Куприн
О Горьком
О себе
Чехов
Несколько слов о Пикассо
Мысли о творчестве
Чарльз Диккенс
Станиславский
Прощание с миром
Уэллс
Как я писал книгу «Маленькая железная дверь в стене»
Мой Бодлер
Голсуорси
Поездка в Визлей
Эдуард Тиссе
Об Ионе Друцэ
Эрве Базен
Михаил Булгаков
Ираклий Андроников
Михаил Зощенко
Волшебная скрипка
О Гоголе
О Льве Толстом
Мой друг Нодар
СТИХОТВОРЕНИЯ
Июль
Весенний туман
Страх
Звезды («В хрустальных нитях гололедицы...»)
Крейсер
Молодость
Суховей
«Степной душистый день прозрачен, тих и сух...»
Вечер («В монастыре звонят к вечерне...»)
Зной
«Средина августа. Темно и знойно в доме...»
Вечер («Синеет небо ласково в зените...»)
Тишина
В апреле
Письмо
«Туман весенний стелется. Над лесом…»
У орудия
Ночной бой
«Небо мое звездное...»
Ранение
«Зеленым сумраком повеяло в лицо...»
Капли
Кассиопея
«Томится ночь предчувствием грозы...»
В трамвае
На яхте
Журавли
Звезды («Глубокой ночью я проснулся...»)
Пушкину
Ваза
Весной
«Словно льды в полярном море...»
Арбуз
Прибой
Слепые рыбы
Воспоминание
Одуванчик
Пряха
Муза
Поцелуй
Уличный бой
Эвакуация
Сыпной тиф
Плакат
«Легко взлетают крылья ветряка...»
«Может быть, я больше не приеду...»
Балта
Подсолнух
«Разгорался, как серная спичка...»
Прачка
Мыльников переулок
Бриз
«Весны внезапной мир рябой...»
Современник
Румфронт
Сухая малина
Полет
Опера
Каток
Разрыв
Киев
Патерик
Полярная звезда
В кино
Рассказ
Известь
Баллада
Пятый
Итальянские этюды
Эпигону
Маяковский
Цветок магнолии
Девушка
Сон
Аральское море
Сырдарья
Четверостишия
Старый город
Глина
Дыня
Сердце
Соль
Могила Тамерлана
Верблюд
Луна
«До свиданья, воздух синий...»
Город белый
«Весну печатью ледяной...»
«Сначала сушь и дичь запущенного парка...»
Дон-Жуан
Шторм
Купальщица
Разлука
Осень
Лисица
Поезд
Белые козы
Сугробы
«Когда я буду умирать...»
Дятлы
9 мая 1945 года
Бесприданница
Ранний снег
«У нас дороги разные...»
СПЯЩИЙ. Повесть
Алфавитный указатель произведений, помещенных в 1–10 томах
Об авторе
Информация из ВикипедииВалентин Петрович Катаев (28 января 1897, Одесса, Херсонская губерния — 12 апреля 1986, Москва) — русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Основатель и первый главный редактор журнала «Юность» (1955-1961).
Дед Валентина Катаева по отцу — Василий Алексеевич Катаев (1819-1871) — сын священника. Обучался в Вятской духовной семинарии, затем окончил Московскую духовную академию. С 1846 года работал инспектором в Глазовском духовном училище, был протоиереем Ижевского оружейного завода. В июне 1861 года был переведён в Вятский кафедральный собор.
Отец Пётр Васильевич Катаев (1856-1921) — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей (1867-1903) — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею.
Отец Катаева был очень образованным человеком. Начальное образование он получил в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Супруги Катаевы жили счастливо, через шесть лет после рождения Валентина у них родился ещё один сын — Евгений, впоследствии ставший (под псевдонимом «Петров») одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна Катаева умерла от воспаления лёгких, и детей помогала воспитывать её сестра, заменившая осиротевшим детям мать. Овдовевший 47-летний отец Валентина и Евгения больше не женился.
Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы — «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух.
Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и с детства был уверен, что родился писателем. Разграфив школьную тетрадку на две колонки, подобно однотомному собранию сочинений Пушкина, он с места в карьер стал писать полное собрание своих сочинений, придумывая их тут же все подряд: элегии, стансы, эпиграммы, повести, рассказы и романы. К сожалению, образцов этого самого раннего этапа творчества Катаева не сохранилось.
И с раннего детства же в характере Катаева можно разглядеть авантюристическую жилку, соединённую с организаторскими способностями: Как вспомнишь теперь то легкомыслие, ту внезапность, неожиданность для самого себя, с которой в голове моей вдруг, ни с того ни с сего, рождались самые поразительные идеи, требующие немедленного претворения в жизнь, то не можешь не улыбнуться, а отчасти даже пожалеть, что уже нет в тебе той дьявольской энергии, той былой потребности немедленного действия, пусть даже подчас и весьма глупого, но всё же действия! Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник» — официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева. Интерес представляет, что дважды: в феврале 1912 и январе 1913 года Катаев публиковал в «Одесском вестнике» одно и то же стихотворение, посвящённое юбилею Союза русского народа, но в первом случае шестилетнему, а во втором случае семилетнему.
В 1912 году в «Одесском вестнике» публикуются первые небольшие юмористические рассказы Катаева. В этом же году отдельными изданиями выходят в Одессе два более объёмных рассказа Катаева «Пробуждение» и «Тёмная личность». В первом из них описывался отход молодого человека от революционного движения под влиянием вспыхнувшей в нём любви к девушке, а во втором сатирически изображались Александр Куприн, Аркадий Аверченко и Михаил Корнфельд.
Незадолго до начала Первой мировой войны Катаев знакомится с А. М. Фёдоровым и И. А. Буниным, ставшими первыми литературными учителями начинающего писателя. В эти же годы начинается дружба Катаева с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким, положившая начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.
Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим (5-я одесская гимназия, 1905—1914).
Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым в артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. В декабре 1916 года был принят в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 года, после ранения в бедро в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и в октябре был демобилизован прапорщиком. Теперь я был свободен и мне не угрожала ежеминутная смерть. Мои руки стыли в лайковых офицерских перчатках, полученных мною совсем недавно, при производстве в офицеры. Надо было бы радоваться, что война для меня кончилась так благополучно: всего одна контузия, пустяковое отравление газами и ранение в бедро. Тем не менее мне было грустно.Валентин Катаев. «Кладбище в Скулянах» Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.
На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством. В прессе появляются рассказы и очерки Катаева, посвящённые фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первым выходом Катаева на страницы столичной печати.
Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.
С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель Александр Митрофанович Фёдоров.
В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина: …Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб». Впрочем, сам Бунин в отношении Катаева высказывался резко отрицательно. Из дневников Ивана Бунина за 1919 год: Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…» Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник»), Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни.
Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале Одессы, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию в чине подпоручика. Артиллеристом служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР), командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга (действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву).
До начала отступления войск ВСЮР в январе 1920 года, бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.
Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления, Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.
К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. Красные к тому времени заняли Одессу, и выздоровевший Катаев подключился к подпольному офицерскому заговору, целью которого была подготовка встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Это представлялось тем более вероятным, что в августе 1919 года Одесса уже была один раз освобождена от красных одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам агентом ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.
С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Он был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Агент ЧК предложил Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Фёдорова, его жену, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения. В заключении Валентин предложил Евгению уменьшить возраст, чтобы избежать смертной казни. С тех пор во всех документах Евгений Петров числился на год моложе реального возраста.
За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.
Валентина Катаева спас его хороший знакомый (вероятно, с детства) чекист Яков Бельский. Правда, он в то время занимал ещё лишь небольшую должность в Одесской ЧК. Биографы Бельского полагают, что он обратился за помощью к начальнику следственно-судной части губвоенкомата Петру Туманову, имевшему право забирать к себе из ЧК дела военнослужащих. Для Бельского, так же, как и для одесских чекистов, не знавших о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.
В 1921 году Катаев работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей. Снимал квартиру с ним в доме номер 16 на пересечении улиц Девичья (позднее была переименована в ул. Демченко, но в 2016 году улице вернули историческое название) и Черноглазовская (улица Маршала Бажанова) («Живу в Харькове на углу Девичьей и Черноглазовской — такое невозможно ни в одном другом городе мира» — «Алмазный мой венец»).
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».
Катаев дружил с Есениным. «Однажды они подрались, в драке Катаев победил», — с юмором напоминает Захар Прилепин.
Катаев стал автором одного из первых «производственных» романов — «Время, вперёд!» (1932), экранизированного Швейцером, с музыкой Георгия Свиридова.
В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос о О. Э. Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. И. Л. Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро и открыто» в защиту Осипа Мандельштама. Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях рассказывает, что летом 1937 года Катаев помогал Мандельштамам деньгами, а осенью того же года он на своей квартире организовал встречу нелегально приехавшего в Москву Мандельштама с Фадеевым.
В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет — «Отче наш» — следует по праву отнести к русской литературной классике.
В самом конце войны, в канун Победы, он пишет одну из своих самых «солнечных» повестей — «Сын полка». Её герой — мальчик Ваня Солнцев — с недетской судьбой, но одновременно с чистотой и поэтичностью восприятия мира.
В соответствии с инициированным М. Горьким постановлением Совнаркома «О строительстве „Городка писателей“» (19 июля 1933) через два года в подмосковном Переделкине за государственный счёт были построены 30 деревянных писательских дач по проекту немецкого архитектора Эрнста Мая. Одно- или двухэтажные дома имели просторные светлые террасы и обширные участки, на которых писатели устраивали сады. Каждая дача закреплялась за писателем пожизненно и бесплатно. После его смерти семья должна была освободить дачу в течение полугода.
Весной 1940 года Литфонд СССР разрешил Валентину Петровичу, его жене и детям «временно» занять переделкинскую дачу Ильи Эренбурга, которой тот не пользовался более двух лет. Когда Эренбург вернулся из Франции, то приобрёл себе дом на Истре. В итоге дача, которую, согласно решению Литфонда, Валентин Петрович должен был освободить после возвращения хозяина, была закреплена за Катаевыми. Валентин Катаев, по воспоминаниям его внучки Тины, начал обживать дачу в Переделкине по соседству с Корнеем Чуковским в 1941 году, вернулся из эвакуации в 1944 году, с 1959 года жил там постоянно с супругой Эстер. Катаев заботился о сыновьях своего брата Евгения Петрова, погибшего на фронте, также на даче жили сёстры Эстер, их дети и внуки. Для них Катаевы купили корову, за которой ухаживала прислуга, жившая на даче в сторожке. Они также держали огород и клубничные гряды.
Писатели жили дружно, открытыми домами. Эстер Катаева поддерживала перенятую во время жизни в Лондоне традицию пятичасового чаепития, на который могли зайти соседи и угоститься специально испеченными к этому времени ватрушкой, слоёными пирожками или английским пирогом.
Писатели и поэты, открытые Катаевым в журнале «Юность», могли приезжать к мэтру без звонка, и не в одиночку, а с компаниями. Летом Катаев устраивал литературные встречи на открытом воздухе, подавая сухое вино и купленные в Центральном доме литераторов импортные мартини и коньяк.
После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Сын писателя, П. В. Катаев, так описывает эту ситуацию: Потом мне мама рассказала, как она твёрдо и спокойно поставила в известность папу, что забирает детей и уходит, потому что устала и не желает больше терпеть многодневные загулы, непонятных гостей, пьяные скандалы. <…>
— А тебе и не надо никуда уходить, — сказал папа. — Я больше не пью. Катаев стал основателем и первым главным редактором (1955-1961) нового журнала «Юность». Журнал публиковал много произведений, отличающихся стилем и содержанием от сложившихся литературных стереотипов «социалистического реализма», и часто подвергался критике со стороны консервативных органов.
Катаев делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. В опубликованных на страницах «Юности» повестях Анатолия Гладилина, Василия Аксёнова и других, описывались поиски молодым поколением своего пути на «стройках века» и в личной жизни. Герои привлекали искренностью и неприятием фальши.
После редакторства в «Юности» секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов рассматривал Катаева на должность главного редактора «Литературной газеты», но назначения ему добиться не удалось.
В 1966 году Катаев подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
В 1973 году Катаев подписал письмо группы советских писателей, осуждающее Солженицына и Сахарова.
В конце жизни Валентин Петрович перенёс операцию по удалению раковой опухоли: …Спокойно за свою жизнь, хотя и с нескрываемым восхищением работой хирурга, он рассказывал о тяжёлой операции, которую пережил на пороге старости. Раковую опухоль вырезали, но возникла проблема — хватит ли оставшейся здоровой ткани для того, чтобы шов не разошёлся. Ткани хватило. Отец в лицах передавал разговор двух хирургов, спорящих по его поводу: расползётся шов или не расползётся. И восторгался филигранной работой оперирующего хирурга, решительной и умелой женщины, участницы войны, которая осталась его доброй знакомой до конца жизни. Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Творчество
Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизация, 1965). В школьную программу советского времени входила повесть «Белеет парус одинокий» (1936; экранизация, 1937).
Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в Театре имени Е. Б. Вахтангова и на других сценах страны.
В 1940 г. были написаны и опубликованы сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик». «Написал сказку „Цветик-семицветик“, думая о том, как надо жалеть людей. Написал, узнав, что умер светлый и талантливый человек — Борис Левин (погибший на финской войне писатель)».
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; экранизация, 1970), «Зимний ветер» (1960-1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря», также экранизированная в виде сериала.
В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».
Автор публицистической повести о Ленине «Маленькая железная дверь в стене» (1964). «Не думаю, что Катаев был верным ленинцем, хотя „масштаб осознавал“», — считает З. Прилепин. Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.
В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), «Кубик» (1969), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1974), повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчёлкина, рассказанный им самим» (1982), «Сухой лиман» (1984), «Спящий» (1985).
Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (опубликован в журнале «Новый мир» № 6 1978, написан в 1975-77). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).
В 1980 году в июньском номере «Нового мира» была опубликована с санкции покровительствовавшего Катаеву секретаря ЦК КПСС М. А. Суслова его «антисоветская» повесть «Уже написан Вертер», которая вызвала большой скандал. В ней (когда писателю уже было 83 года) он открыл тайну о своём участии в белом движении и аресте. Повесть о зверствах ЧК в Одессе была воспринята как антисоветская и антисемитская, а описанные в ней события отчасти повторяли сюжет его же рассказа «Отец» 1922 года. 2 сентября 1980 года председатель КГБ Юрий Андропов направил в ЦК КПСС записку, оценив повесть как политически вредное произведение, которое «в неверном свете представляет роль ВЧК как инструмента партии в борьбе против контрреволюции». Результатом стал запрет на упоминание повести в печати. Поэзия
Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его прозаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтова), «Время, вперёд!» (В. В. Маяковского), «Уже написан Вертер» (Б. Л. Пастернака). Его вдова Э. Д. Катаева вспоминала:
Он долго продолжал писать стихи и в душе, думаю, считал себя поэтом, — и Асеев, и сам Мандельштам относились к нему именно так.
В конце жизни Катаев собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло. «Может быть, он и не очень-то сильно стремился к этому», — заметил по этому поводу его сын и добавил: Во всяком случае, однажды он высказался в том смысле, что в окружении плеяды сильных поэтов, рождённых в двадцатом веке в России, можно и не заниматься поэзией.
Поэтические сборники отец не выпускал, стихотворения не печатал, но поэтом остался. В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века. Драматургия
Вот что говорит сын Катаева о пьесах отца: Отец не считал себя драматургом, хотя количество пьес, написанных им и поставленных в театрах страны и мира, хватило бы на судьбу успешного драматического писателя, который, кроме создания пьес, ничем другим не занимался бы.
Судьбы некоторых пьес отца не представляют особого интереса. То есть он сочинял пьесу, предлагал театру, там её ставили, она выдерживала какое-то количество представлений, допустим, сто или двести, после чего благополучно умирала, не оставив после себя заметного следа. Семья
Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1902-1942), назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца.
В 1921 году Катаев женился на Людмиле Гершуни. Развелись в 1922.
В 1923 году Катаев женился на одесской художнице Анне Сергеевне Коваленко (1903-1980). Развелись в 1936. Через несколько лет Анна стала второй женой художника Владимира Роскина.
Третьим браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (урождённой Бреннер, 1913-2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, род. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (1938-2019).
Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель А. А. Вергелис (1918-1999).
Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930-1986) и композитор Илья Катаев (1939-2009).
Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка.