Эпохи и стили классической музыки

Страницы:  1
Ответить
 

lex19832

RG Торрентс-Книги

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 1083

lex19832 · 14-Фев-15 20:02 (9 лет 7 месяцев назад, ред. 17-Фев-15 19:59)

Классифицировать стили и эпохи классической (академической) музыки в хронологическом порядке несложно, но в интернете не нашёл достойных образцов (особенно последние 120 лет не разработаны). Составил свой. Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные тенденции получали распространение в разное время. Вдобавок, вырастая один из другого, стили сменялись несинхронно, часто развивались и существовали параллельно. Указаны типичные представители
Эпохи и стили классической (академической) музыки
Древняя музыка (1500 до н.э.-500)
- Греческая
- Римская

Средневековье (500—1400)
- Григорианский хорал
- Трубадуры, труверы, миннезингеры
- Школа Нотр-Дам
(Леонин, Перотин)
- Арс Нова (Филипп де Витри, Гийом де Машо, Франческо Ландини)
Ренессанс (1400—1600)
- Итальянская школа (Джероламо Фрескобальди, Джованни Палестрина, Карло Джезуальдо)
- Нидерландская школа (Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа, Йохум Окегем, Якоб Обрехт, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо)
- Французская школа (Клод Гудимель, Клод Лежён)
- Маньеризм (основоположник - Карло Джезуальдо да Веноза)

* Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке.

Барокко (1600—1745)
- Раннее барокко (1600—1654), основоположник - Клаудио Монтеверди) Джироламо Фрескобальди, Генрих Шютц
- Зрелое барокко (1654—1707), основоположник - Жан Батист Люлли) Арканджело Корелли, Генри Пёрселл, Дитрих Букстехуде
- Высокое барокко (1707—1760), основоположник - Жан Филипп Рамо) Франсуа Куперен, Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман
- Рококо (галантный стиль) (1740-1780) Вильгельм Ф. Бах, Карл Ф.Э. Бах, Луи Клод Дакен, Андре Кампра
Классицизм (1745–1820)
Ранний классицизм, 1745-1780
- Итальянский классицизм (основоположник – Джованни Бат. Саммартини) Дж. Б. Перголези, Бальдасарре Галуппи, Луиджи Боккерини
- Мангеймская школа (1745-1780), основоположник - Ян Стамиц) Франц Ксавер Рихтер, Кристиан Каннабих, Карл Стамиц
- Немецкий классицизм (Кристоф Вил. Глюк, Георг Кр. Вагензейль, Ян Крштитель Ванхаль, Карл Диттерс Диттерсдорф)
- Французский классицизм (Франсуа Госсек, Этьен Мегюль, Луиджи Керубини)
Венская классическая школа, 1780-1827 (основоположник - Йозеф Гайдн) Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен (один из основоположников романтизма)
Романтизм (1820-1890)
- Немецкий романтизм (основоположник - Франц Шуберт) Карл Мария Вебер; Лейпцигская школа: Феликс Мендельсон, Роберт Шуман. Йоганесс Брамс
- Французский романтизм (основоположник - Гектор Берлиоз) Джакомо Мейербер, Шарль Гуно, Жорж Бизе, Лео Делиб, Жюль Массне, Камиль Сен-Санс
- Итальянский романтизм (Джоаккино Россини, Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди)
- Польский романтизм (основоположник - Фредерик Шопен) Станислав Монюшко
- Русский романтизм (основоположник - Михаил Глинка) А.С. Даргомыжский, Могучая кучка (М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А. П. Бородин), П.И. Чайковский
- Скандинавский романтизм (основоположник - Эдвард Григ)
- Чешский романтизм (основоположник – Бедржих Сметана) Антонин Дворжак
Поздний Романтизм (1850-1905) *
(основоположники - Рихард Вагнер и Ференц Лист, Веймарская школа)
- Австрия/Германия: Антон Брукнер, Рихард Штраус, Густав Малер, Макс Регер;
- Франция: Сезар Франк, Габриэль Форе, Эрнест Шоссон, Эммнауэль Шабрие, В.д’Энди;
- Россия:: А.К. Глазунов, А.Н. Лядов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер;
- Италия: (Джакомо Пуччини; Ферруччо Бузони);
- Финляндия: Ян Сибелиус; Дания: Карл Нильсен; Швеция: Хуго Альвен;
- Англия: (Эдвард Элгар); Ральф Воан-Уильямс
* Кризис тональности, мелодизма и гармонического мышления заявивший о себе в последних сочинениях Вагнера и Листа, привёл к возникновению пограничных тенденций романтизма/модерна: зачатки импрессионизма в творчестве Габриэля Форе (Фортепианные квартеты – 1879, 1886, Павана - 1887), Сибелиуса (Туонельский лебедь - 1893), экспрессионизма - в творчестве Густава Малера (симфония № 5 – 1904), Рихарда Штрауса (Саломея – 1905), символизма – у Рахманинова (Остров Мёртвых - 1909) и др.

Модерн (1890-1945)

- Импрессионизм (1887), (основоположник - Клод Дебюсси) Эрик Сати, Поль Дюка, Морис Равель, Альбер Руссель, Флоран Шмитт, Мануэль де Фалья, Кароль Шимановский, Отторино Респиги, Г. Холст, Ф.Делиус, И.Ф. Стравинский, Н.Н. Черепнин
- Экспрессионизм (1904), (основоположник - Густав Малер, 1909 – в чистом виде у Арнольда Шёнберга) Рихард Штраус, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Бела Барток, Артюр Онеггер
- Символизм (1903), (основоположник - Александр Скрябин) Николай Рославец
- Югендстиль (1905), Франц Шрекер, Макс Регер, Йозеф Маркс
- Нововенская школа (1908) - Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг (свободная атональность, серийная музыка, 1923, додекафония)
- Новая русская школа (1910) - Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев (расширенная тональность, неофольклоризм, конструктивизм, неоклассицизм)
- Неофольклоризм (1911) - Бела Барток, Леош Яначек, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Золтан Кодай, Эрнест Блох, Богуслав Мартину, Джордже Энеску, Эйтор Вилла-Лобос, Карл Орф, Гейр Твейт
- Конструктивизм, урбанизм (1917), (основоположник - Эрик Сати) Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, Чарльз Айвс, Генри Коуэлл, Александр Мосолов, Эдгар Варез
- Неоклассицизм (1920) - Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит, Сергей Прокофьев, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, Жак Ибер, Альфредо Казелла, Д.Д. Шостакович, Богуслав Мартину
- Четвертитоновость, Микрохроматика - Алоиз Хаба, Иван Вышнеградский
- Постимпрессионизм (1935) - Оливье Мессиан, Андре Жоливе
- Советская музыка 1930-50х представляется в своём роде оригинальным явлением - при известной приемственности русских академических традиций, она имела некоторые особенности, порождённые её значительной идеологизацией, навязываемой властью программностью (соцреализм и т.п.), цензурой. Существовала неофициальная Великая советская четвёрка: С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский, А.И. Хачатурян
*Различают также первый авангард (1908 - 1925) и второй авангард (1946 - 1968), хотя природа их неодинакова. Если первый, который возник из традиционной музыкальной культуры, отличает невероятная новизна и стилевое многообразие, то второй сфокусирован на однообразии и структурализме.

Авангард (1945-1970)

- Сериализм (Дармштадтская школа) (1949), основоположник – Оливье Мессиан) Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Луиджи Ноно, Бруно Мадерна, Милтон Бэббитт, А.Пуссер, А.Шнитке, Э. Денисов* элементы классической (не тотальной) серийной техники обнаруживаются в послевоенных сочинениях Д. Шостаковича, Б. Бриттена, И. Стравинского
- Конкретная музыка (1948), основоположник – Пьер Шеффер) Пьер Анри
- Электронная музыка (1951), Карлхайнц Штокхаузен)
- Пуантилизм (1952), (Пьер Булез, основоположник - Антон Веберн - 1939) Карлхайнц Штокхаузен, Луиджи Ноно, Лучано Берио, Мортон Фельдман
- Постсериализм, 1954: техника групп, формульная композиция (1952, 1970, Карлхайнц Штокхаузен), техника мультипликации высот - 1954, Пьер Булез)
- Стохастическая музыка (1956), алгоритмическая композиция, основанная на теории вероятностей), основоположник – Янис Ксенакис)
- Алеаторика (1957) (мобильная форма - ограниченная и неограниченная) Карлхайнц Штокхаузен, основоположник - Джон Кейдж - 1951) Пьер Булез, Витольд Лютославский
- Сонорика (1959), музыка звучностей, основоположник - Дьёрдь Лигети) Кшиштоф Пендерецкий, Янис Ксенакис, Луиджи Ноно, Витольд Лютославский
- Электроакустическая музыка (основоположники - Эдгар Варез и Джон Кейдж) Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Лучано Берио, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Анри Пуссёр, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев
- Концептуализм (театр абсурда, музыка ситуаций, графическая нотация, интуитивная музыка, мультимедиа и т.п.) (основоположник - Джон Кейдж *) Маурицио Кагель и др.
* Вообще, Кейдж предлагал разнообразные способы развлечь академическую публику, гениальные по своей изощренности, но к музыке это не имеет никакого отношения.
- Новая фольклорная волна (1950-60е), Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Сергей Слонимский, Борис Тищенко, Вильо Тормис, В.Лютославский) – по сути контравангардный стиль, тем не менее впитавший элементы новых техник
Постмодерн (1970-2000е)
Минимализм (начинался в 1960х как авангард (Репетитивная техника, 1964) (Тейри Райли, 1968, Стив Райх, Ла Монте Янг, Филипп Гласс), в своём актуальном виде в 70-80е трансформировался в Постминимализм или Новую простоту (Джон Тавенер, Арво Пярт, Хенрик Гурецкий, Владимир Мартынов), (Джон Адамс, Луи Андриссен, А. Батагов), параллельно ему - Тотализм с элементами атональной музыки (Кайл Ганн, Гленн Бранка, Джон Лютер Адамс)
- Полистилистика (1971) (начиналась в 1960х как авангардный Коллаж (Б.А. Циммерман, Лучано Берио) в 70х превратилась в Комплиментарную (цитатную) технику (Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Джордж Крам и др.)
- Неоромантизм (возврат к тональности, консонансу, интертекстуальность) (Вольфганг Рим, Манфред Троян, Витольд Лютославский, К. Пендерецкий, Гия Канчели, Валентин Сильвёстров, Ю. Буцко, Эйноюхани Раутаваара, Джордж Рокберг)
- Спектрализм (1973), музыка тембров , основоположник - Тристан Мюрай) Жерар Гризе, Клод Вивье, Янку Думитреску (Гиперспектрализм), Кайя Саариаху (до 90х)
- Инструментальная конкретная музыка (изощрённые способы звукоизвлечения) (1975, основоположник - Хельмут Лахенман)
- Новая сложность (Максимализм) (1985), основоположник - Брайан Фернихоу) Майкл Финнисси, Джеймс Диллон
- Смешанные техники
[Профиль]  [ЛС] 

SergeY_51

Стаж: 15 лет 10 месяцев

Сообщений: 70

SergeY_51 · 14-Фев-15 21:58 (спустя 1 час 56 мин.)

Кажется, Новая простота - это Рим и некоторые другие немцы, а Джон Адамс - пост-минималист. Да и Шелси, думается, не очень к месту в Спектрализме.
[Профиль]  [ЛС] 

lex19832

RG Торрентс-Книги

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 1083

lex19832 · 14-Фев-15 22:32 (спустя 34 мин., ред. 14-Фев-15 22:32)

Возможны уточнения, поскольку терминология неустоявшаяся. Откорректировать несложно
Цитата:
Новая простота - это Рим и некоторые другие немцы
Я довольно много слушал этих немцев - такой вязкий стиль, совсем непростой. Напоминает Регера, но цитаты романтические явные (то бишь интертекстуальность), а минималисты романтиков не любят
Цитата:
Джон Адамс - пост-минималист
Конечно, в последний период. Про каждого подробно не напишешь, одних и тех же писать тоже не хочется. В принципе ваш комментарий прочтут
Цитата:
Шелси, думается, не очень к месту в Спектрализме.
он там указан как один из ближайших предтеч, и единомышленник, просто не знал куда его тиснуть ещё
Добавлено: Шельси убрал пока (он независимый - трудно классифицировать, Адамса перенёс в постминимализм. А категория неоромантиков возможно слишком широкая, но в общем большинство на слуху - можно сравнить
[Профиль]  [ЛС] 

GFox

VIP (Заслуженный)

Стаж: 17 лет 8 месяцев

Сообщений: 14879

GFox · 15-Фев-15 12:16 (спустя 13 часов)

lex19832 писал(а):
66875925Древняя музыка (1500 до н.э.-500)
- Китайская
- Египетская
- Античная
Понятие "академическая музыка" обычно относят к западной традиции. Что, собственно, подтверждается и по ходу развития данной хронологии, где представлены исключительно европейские и западно-американские стили, а огромные пласты классической арабской (с которой нас довольно подробно познакомил Дж. Савалль) и индийской музыки оставлены за скобками. По-этому китайская и египетская, а уж тем более первобытная музыка здесь вроде как не при чём.
А вот античную музыку, как основополагающую для западной культурной традиции, можно было бы поделить на римскую и греческую (у них даже инструменты различались).
lex19832 писал(а):
66875925Венская классическая школа, 1780-1827 (основоположник - Йозеф Гайдн) Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.
Бетховена я бы вообще поставил отдельно. Однозначно к классицизму его отнести нельзя - это уже предромантизм.
В ХХ веке я бы отдельно выделили советскую реалистическую школу - всяких Хренниковых и Кабалевских. А вот
lex19832 писал(а):
66875925Музыка для препарированных инструментов
это вообще не стиль, а средство, на худой конец, приём.
Теперь минимализм. Его корректнее будет поделить на репититативный стиль (начинается в 1964 г с In C Терри Райли и продолжается до конца 70-х - начала 80-х), предшественники авангардные эксперименты Кейджа и Ля Монта Янга (но никак не Шельси!), затем постминимализм с поджанрами (термин "сакральный минимализм" не люблю, так как это именно жанр, а не стиль; кстати, сам Пярт назвал свой стиль Tintinnabuli) и тотализм (Кайл Ганн, Гленн Бранка, Джон Лютер Адамс). Кстати, у Андриссена есть множество вещей до потминимлистского периода, а у Гласса - наоборот. Так что относить их к чему-то одному не совсем корректно.
SergeY_51 писал(а):
66877403Джон Адамс - пост-минималист
Смотря, какой. Их два вообще-то.
[Профиль]  [ЛС] 

lex19832

RG Торрентс-Книги

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 1083

lex19832 · 15-Фев-15 14:22 (спустя 2 часа 6 мин., ред. 15-Фев-15 15:25)

Подправил Древний мир (хотя все учебники по истории музыки начинаются с рассмотрения восточных музыкальных культур, от которых античность кое-что позаимствовала). Насчёт минимализма справедливо. В последних учебниках так и пишут - сначала репетитивная техника, потом Новая простота (Постминимализм). Например у Ценовой Гл 15 http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=122591
Цитата:
В ХХ веке я бы отдельно выделили советскую реалистическую школу - всяких Хренниковых и Кабалевских.
А, не стоит. Школы то не создали. Сами остались на уровне школьников. Кабалевский - ученик Мясковского, Хренников - Прокофьева. По сути - та же русская музыка
А Шельси...просто о нём много в учебниках пишут, как о предтече минимализма и спектрализма. Но приткнуть некуда.
[Профиль]  [ЛС] 

GFox

VIP (Заслуженный)

Стаж: 17 лет 8 месяцев

Сообщений: 14879

GFox · 15-Фев-15 14:39 (спустя 16 мин.)

lex19832 писал(а):
66884085все учебники по истории музыки начинаются с рассмотрения восточных музыкальных культур, от которых античность кое-что позаимствовала
Ну, это как "птицы произошли от динозавров". С одной стороны это, конечно, так, а с другой стороны это всё-таки два совершенно разных класса.
[Профиль]  [ЛС] 

lex19832

RG Торрентс-Книги

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 1083

lex19832 · 16-Фев-15 01:44 (спустя 11 часов)

Вот тут лекцию читают про то, что минимализм - восточная традиция. http://www.youtube.com/watch?v=8kA-LaYXaE0
И есть что-то первобытное в этих звуках... Может вернуть?
Есть, кстати интересная русская последовательница Эрика Сати - Настасья Хрущёва, говорят, что оч. прогрессивная - идёт нужными нам звуковыми путями (к истокам, минуя авангард). Про неё много в интернете лестного пишут. Милая девушка http://www.youtube.com/watch?v=Lw7YpPsR0Q8
[Профиль]  [ЛС] 

GFox

VIP (Заслуженный)

Стаж: 17 лет 8 месяцев

Сообщений: 14879

GFox · 16-Фев-15 09:44 (спустя 7 часов)

lex19832 писал(а):
66892340Вот тут лекцию читают про то, что минимализм - восточная традиция
Строго говоря, восточная традиция оказала влияние только на отдельных представителей минимализма. Филип Гласс специально ездил в Индию изучать индийскую классическую музыку и даже написал несколько работ совместно со своим учителем Рави Шанкаром. Однако, это был период всеобщего увлечения восточной музыкой и восточными духовными практиками (Битлз тоже летали в Индию, а Рави Шанкар играл на Вудстоке), и ассоциировать весь минимализм в целом (так же как и музыку Битлз) с восточной традицией не совсем корректно. Там гораздо больше от барокко, чем от индийских раг.
[Профиль]  [ЛС] 

Salvadorr

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 196

Salvadorr · 25-Июн-15 22:20 (спустя 4 месяца 9 дней, ред. 25-Июн-15 22:20)

GFox писал(а):
Понятие "академическая музыка" обычно относят к западной традиции
Абсолютно верно. С точки зрения пространства это Западная Европа. На временной шкале это явление соответствует Новому Времени. А вот когда мы причисляем к академизму музыку других эпох, а также рассматриваем эту музыку через академическую призму, то мы неизбежно оказываемся внутри таких явлений, как прогрессизм и евроцентризм.
Поэтому давайте определимся с методологией. По каким критериям мы отличаем академическую музыку от неакадемической?
[Профиль]  [ЛС] 

lex19832

RG Торрентс-Книги

Стаж: 14 лет 10 месяцев

Сообщений: 1083

lex19832 · 25-Июн-15 22:25 (спустя 5 мин.)

Salvadorr
Некоторые ямки лучше не раскапывать Достаточно знать, что академическая и классическая музыка - вещи разные, однозначно (с).
[Профиль]  [ЛС] 

Salvadorr

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 196

Salvadorr · 27-Июн-15 19:02 (спустя 1 день 20 часов)

lex19832 писал(а):
68130676Salvadorr
Некоторые ямки лучше не раскапывать Достаточно знать, что академическая и классическая музыка - вещи разные, однозначно (с).
Вижу, обсуждать поставленный вопрос вы не хотите. Понуждать же вас к этому, разумеется, я не буду. Всего доброго.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error