GFox
Стаж: 17 лет 8 месяцев Сообщений: 14879
|
GFox ·
16-Дек-12 13:56
(11 лет 9 месяцев назад, ред. 16-Дек-12 17:58)
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает? Редьярд Киплинг
Рави Шанкар • रवि शङ्कर
(7.IV.1920-11.XII.2012)Пожалуй, трудно найти человека, который сделал бы для сближения восточной и западной культур больше, чем пандит Рави Шанкар. Представьте себе 60-е годы прошлого века – время первых полётов в Космос, войны во Вьетнаме, The Beatles, хиппи, сексуальной революции, бесконечных духовных и культурных поисков и небывалого культурного экуменизма, когда разочарование глобальной вестернизацией и повсеместным насаждением западного образа жизни впервые начало проявляться на самом Западе, а в кругах западных академических музыкантов заговорили о том, что традиция западной классической музыки, представленная Второй венской школой последователей атональной техники Шёнберга, зашла в тупик. Запад впервые взглянул на восток не как на бесконечный источник природных ресурсов и дешёвой рабочей силы, а как на сокровищницу богатейшей древней культуры. Именно в это время на фестивале, проходившем на одной из ферм в сорока милях от мало кому ещё тогда известного американского городка Вудсток, вместе с такими звёздами, как The Who, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Карлос Сантана с игрой на ситаре выступил пожилой индийский музыкант Рави Шанкар.
Шанкар на ВудстокеШанкар внёс громадный вклад в популяризацию индийской классической музыки в США и Европе. Он был лично знаком с музыкантами упоминавшейся выше The Beatles и обучал игре на ситаре Джорджа Харрисона, давал совместные концерты вместе с культовым классическим скрипачом Иегуди Менухиным, написал два «классических западных» Концерта для ситара с оркестром, впоследствии исполненных и записанных им вместе с Лондонским симфоническим и Лондонским филармоническим оркестрами под управлением дирижёров Андре Превена и Зубина Меты, выступал на самых разнообразных концертных площадках от Вудстока до Карнеги-холла, а композитор Филип Гласс, подрабатывая «переводом» сочинённого Шанкаром саундтрека к фильму Чаппаква (всего Шанкар написал музыку более чем к 30 различным фильмам) в западную нотную грамоту, придумывал новый «музыкальный язык», впоследствии получивший название «минимализм». Позднее Гласс будет брать у Шанкара уроки индийской классической музыки, раг и тал, чьи принципы работы с ритмом лягут в основу его собственных минималистских техник, и даже выпустит со своим учителем совместный альбом Passages.
С Иегуди Менухиным, Джорджем Харрисоном и Филипом ГлассомНе меньшая заслуга в продвижении индийской классической музыки принадлежит Шанкару и в самой Индии. Начиная с обретения Индией независимости в 1947 году и до конца 60-х мода на всё западное практически уничтожила традицию игры на ситаре, и только вспыхнувшая в США и Европе популярность музыки Шанкара вернула к ней интерес у себя на родине. За эти достижения индийцы наградили Шанкара почётным званием «пандит» - учёный.
По стопам отца: Нора Джонс и Анушка Шанкар11 декабря 2012 года оборвалась жизнь музыканта, философа, гуманиста пандита Рави Шанкара. Но его музыка всё ещё остаётся с нами. На западе дело отца продолжают две дочери, Нора Джонс и Анушка Шанкар, а его чувства и идеи остаются жить в музыке, которой Рави Шанкар, словно в выбранном в качестве эпиграфа стихотворении Киплинга, смог прикоснуться к сердцам обоих миров: Востока и Запада. Дань уважения музыканту отдал GFox.
|