serg_8 ·
17-Дек-21 15:48
(спустя 8 месяцев, ред. 17-Дек-21 15:48)
Фильм оставил двоякое впечатление. С одной стороны, хорошо, что есть фильм о Фишере. С другой, есть ощущение, что создатели фильма не решаются говорить то, о чём им хочется сказать. Во-первых, трудно сказать о чём этот фильм больше: о событии или о личности. Как будто создатели хотят снять байопик о шахматисте, но стесняются это делать и представляют его как фильм о турнире. Вроде как должен быть фильм о Фишере, но как-то боязно при этом обидеть того, кого обижать опасно. Во-вторых, паранойю Фишера представляют как следствие левацких разговоров в семье + склонность шахматистов к психическим заболеваниям. Даже обстановка накала "холодной войны" в фильме вовсе не присутствует, как будто всё плод воображения ненормального гения. А ведь ФБР следило за семьёй Фишера довольно долго. И Фишер не единственный, у кого этот факт выразился в параноидальном расстройстве. Вспомнить хотя бы Хэмингуэя, которого лечили от такой же болезни, только вот когда рассекретили архивы ФБР, то оказалось, что за ним и правда следили. А у Фишера явно такие случаи паранойи стали выделяться после поездки в Москву на турнир. Уж, наверное, был к тому повод. Конечно, можно списать такое представление создателей фильма на то, что вся эта подноготная спецслужб - дело тёмное и секретное, чтобы утверждать наверняка, и реально показывая паранойю Фишера, подразумевается и возможность оснований для неё в виде реальной слежки. Но только как гипотетическая возможность, не более!.. А поскольку наличие жучков проверяется и они не находятся, то всё равно впечатление остаётся, что это такие приблуды повёрнутых великих шахматистов на фоне общей политической напряжённости в мире.
Понятно, что авторы пытаются представить Фишера, да и Спасского, жертвами политики. Сам режиссёр даже объяснял, что название фильма подразумевает, что Фишер - эта сама пожертвованная пешка в игре на политической доске (а не только подразумевает особенности "защиты Фишера"). Только выходит это неубедительно. Реального политического прессинга в фильме нет, из-за чего шахматисты выглядят сумасшедшими. Но если нет, то при чём тут тогда сравнение Фишера с пожертвованной пешкой? Что тогда есть жертвенный ход? Звонок Киссинджера по телефону? Непонятно.
Хорошо, что сняли фильм про Фишера. Лучше, чем ничего. Но, по-моему, не тому режиссёру дали снимать спортивную драму.