Вот это и есть
настоящая Зоя Космодемьянская, что воевала за Советскую Родину, а не за "булочку и трамвайчик". Понравилось, как Лео Арнштам показал становление характера и убеждений Зои (веха за вехой, сцена за сценой). Наверняка создатели перед съёмками общались с людьми, лично знавшими Зою Космодемьянскую, оттого её образ настолько убедителен. Смотреть надо обязательно!
Отражение реалий того времени...
Очень в тему оказался школьный рассказ Зои о Иване Сусанине. История что надо: про самопожертвование во имя Родины (своего рода "чеховское ружьё"). Но вот что интересно: в её рассказе фигурируют просто некие "враги" (о том, что это были поляки - ни слова). Впрочем, это понятно: фильм вышел в 1944-м, когда поляки уже стали друзьями и союзниками, было сформировано Войско Польское, и советское руководство взяло курс на установление добрососедских отношений с Польшей. Поэтому лишний раз упоминать о былой вражде с поляками (пусть даже и в историческом контексте) было уже не комильфо.
А где, собственно, Шура Космодемьянский?
Бросилось в глаза
отсутствие на экране брата Зои -
Шуры. Его вообще нет в фильме! С одной стороны, это можно объяснить: авторы явно хотели заострить внимание на Зое, не "распыляя" его на Шуру. Но с другой, совсем без брата как-то странно... Даже вот интересно: успел ли
Александр Космодемьянский увидеть этот фильм в 1944 году? А то через год он погибнет при штурме Кенигсберга, будучи командиром батареи ИСУ-152. Что бы он сказал про своё "отсутствие"? Хотя, возможно, образ Шуры частично воплотили в друге Зои: с началом войны тот, прямо как и Александр, поступит в
танковое училище.
скрытый текст
Только у друга на шинели почему-то не курсантские петлицы, а обычные красноармейские (ляп костюмеров). Если что, петлицы курсантов очень даже отличались внешне от солдатских петлиц. Ну да ладно... Когда я, случайно "открыв" кино на этой сцене, увидел курсанта-танкиста, то решил было, что это и есть Шура (а вот нет!).
Фильмы 40-х всегда славились огромным вниманием к
внешнему виду врага ("Зоя" не исключение). Это касается не только настоящих мундиров (трофейной униформы захватили навалом), но даже и "германских" причёсок с пробором и сбритых в обязательном порядке висков(!). Особенно это касается немецкого полковника, что допрашивал в фильме Зою. То, как актёра
В.Подгорного "подогнали" под образ фрица, - моё почтение! Словно сошёл с реальных фото офицеров и генералов Вермахта. Хотя, постойте... Сейчас вдруг подумалось: а ведь авторы могли тогда "вживую" посмотреть на настоящих немцев. Например, на членов Национального комитета "Свободная Германия", что были в нашем плену (не говоря уже о массе "обычных" пленных офицеров Вермахта). И взять их за образец. И сдаётся, в этом я прав.