Хор "Рустави" и трио "Дудук" Rustavi Choir and Duduki Trio
Страна: Georgia
Жанр: World Music
Год выпуска:
1991
Формат: MP3
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 01:07:36
RUSTAVI CHOIR
01. "Gare kakhuri sachidao" - Wrestling song, Eastern Georgia - Kakheti 2:13
02. "Mival Guriashi" - "On the way to Guria", accompaniment on chonguri 2:51
03. "Kalos khelkhvavi" - Harvest song from Western Georgia - Guria 2:16
04. Kakhuri Alilo - Christmas folk carol, Kakheti 3:44
05. Movedit Takvanis Vtset - Come Let Us Worship, Orthodox Church chant 2:28
06. Tsminda Tamar Mephis Tropari - Tropar (In praise) of Saint Queen Tamar 3:06
07. Kunta Bedinera - Wedding song, Western Georgia - Megrelia 1:14
08. Tsmindao Ghmerto - "Holy God", Church chant 3:00
09. Guruli Zari - Lament, Guria 1:48
10. "Shen Gigalobt" - "Praised be the Lord", Church chant 1:54
11. Khasan Begura - Battle song, Guria 2:27
12. Odoia - Work song, Megrelia 3:25
13. Kalospiruli - Work song, Kartli-Kakheti 3:05
14. Chven Mshvidoba - Peace between Us, Table song, Guria 2:27
15. Kakhuri Nana - Lullaby, Kakheti 2:48
16. Lazhghvash - Roundelay, accompaniment on hangi, Svaneti 2:00
17. Oskhunuri - Work song, Megrelia 2:28
18. Kakhuri Mravalzhamieri - Table song, Kakheti 4:27
DUDUKI TRIO
19. Iavnana - Lullaby, Kartli-Kakheti 2:49
20. Dilis Saari - Urban folklore 4:01
21. Dachrilis Simgera - Song of Wounded, Abkhazia 1:54
22. Collection of Folk Songs: Nana, Sisa Tura, Lullabies, Arka si rekisho, Lyrical song 3:14
23. Imeruli Mgzavruli - On the road, Imereti & Mtskemsuri - Shepherd's Song 1:55
24. Collection of Ancient Georgian Urban Songs 5:35
Доп. информация
Грузия, расположенная у западных склонов Кавказских гор, - страна с богатыми традициями народной музыки. Особую известность получили многоголосные песни; они и по сей день используются в церковном пении и фольклорной музыке. Церковное многоголосие упоминается ещё в документах Х века, а народное многоголосие может быть даже более древним.
Географическое положение и бурная история страны стали причиной того, что в народном пении возникло много местных традиций. На равнинах восточной Грузии, в областях Картли и Кахети, можно услышать одного или двух солистов на фоне гудения хора. Эти виртуозные мелизмы определяют дух восточногрузинской музыки. С другой стороны, в северных областях (например, в Сванети) существует одноголосный стиль пения, характеризующийся постепенным увеличением темпа. У гурийских песен из западной Грузии сложная полифоническая структура, с акцентом на сольном пении и самостоятельности каждой партии. Верх виртуозности - "криманчули", мужской голос необычайно высокого регистра, который сопровождает песню наподобие йодля (см. трек 11).
На сегодняшний день многоголосные песни - важная часть народной культуры Грузии. Они звучат во время работы, во время обрядов и пышных пиршеств. В дополнение к функциональному контексту представлено много тем, но связь текста и мелодии в грузинских народных песнях довольно свободная. По-видимому, слияние голосов заботит певцов больше, чем тексты.
Церковные хоралы занимают особое место среди представленных на этом диске песен. Они характеризуются более мягкой манерой исполнения, существенно отличающейся от фольклорной. Однако и в церковных песнопениях можно обнаружить местные различия: западные грузинские песнопения кажутся более резкими и диссонансными по сравнению с гармоничными, ласкающими слух песнопениями восточной Грузии. Хотя большая часть исполненных здесь церковных песнопений используется прежде всего в православной литургии, они давно заняли прочное место и в концертном репертуаре.
На этом диске и народные песни, и церковные песнопения звучат в исполнении хора "Рустави", которым много лет управляет Анзор Эркомаишвили. Основанный в 1968 г. хор объединил сведущих в местных традициях певцов из разных областей Грузии. Сам Анзор Эркомаишвили происходит из семьи известных гурийских певцов, певческая традиция которой восходит к 19 столетию.
Цель этого хора, получившего известность далеко за пределами Грузии, состоит в том, чтобы представить подлинные грузинские народные песни в их различных региональных традициях и в привлекательной с музыкальной точки зрения форме. Этим определяется эстетическая интерпретация хора "Рустави" по сравнению с местными ансамблями, певческая манера которых кажется грубой, простоватой. Чтобы сохранить самобытность песен, Анзор Эркомаишвили подбирает в хор уроженцев соответствующих регионов. Таким образом, в гурийских песнях кроме Анзора Эркомаишвили солируют Рамин Микаберидзе и Бадри Тоидзе, в песнях восточной Грузии - Тарил Онашвили и Владимир Тандилашвили, а также Бондо Гугава. Хор "Рустави" записал много альбомов, но каждая песня всякий раз записывается в новой вариации.
Менее известная инструментальная музыка Грузии оказалась в тени богатой вокальной народной традиции. Один из немногих сольных инструментов - флейта саламури (трек 23). Сопровождающие инструменты, вроде трёхструнного пандури, четырехструнного чонгури и арфы чанги, при пении иногда используются в качестве поддержки (треки 2 и 16). Для сельских областей типичны танцевальные и пастушьи мелодии.
Городская музыка Грузии, в которой восточные и западные влияния слились с местной традицией, отличается особым обаянием. Типичный городской ансамбль - трио гобоев дудуки, состоящее из двух инструментов, ведущих мелодию, и баса. Эти гобои встречаются во всех районах Кавказа. Их двойная трость очень велика по сравнению с корпусом инструмента; как и в бОльших по размеру конических гобоях, здесь используется циркулярное, непрерывное дыхание. Их трогательный бархатный звук особенно подходит для исполнения медленных, величественных мелодий (трек 20). Однако сегодня в Грузии немного найдётся ансамблей, которым это искусство под силу. В их числе - трио Омара Келаптришвили, руководитель которого играет соло на дудуки в сопровождении Тамаза Мамаладзе и Давида Кавтарадзе.
Об альбоме
Хор "Рустави" и трио "Дудук"
Rustavi Choir and Duduki Trio
Общее время звучания: 67:36
RUSTAVI CHOIR
1. "Gare kakhuri sachidao" - Wrestling song, Eastern Georgia - Kakheti 2:13
2. "Mival Guriashi" - "On the way to Guria", accompaniment on chonguri 2:51
3. "Kalos khelkhvavi" - Harvest song from Western Georgia - Guria 2:16
4. Kakhuri Alilo - Christmas folk carol, Kakheti 3:44
5. Movedit Takvanis Vtset - Come Let Us Worship, Orthodox Church chant 2:28
6. Tsminda Tamar Mephis Tropari - Tropar (In praise) of Saint Queen Tamar 3:06
7. Kunta Bedinera - Wedding song, Western Georgia - Megrelia 1:14
8. Tsmindao Ghmerto - "Holy God", Church chant 3:00
9. Guruli Zari - Lament, Guria 1:48
10. "Shen Gigalobt" - "Praised be the Lord", Church chant 1:54
11. Khasan Begura - Battle song, Guria 2:27
12. Odoia - Work song, Megrelia 3:25
13. Kalospiruli - Work song, Kartli-Kakheti 3:05
14. Chven Mshvidoba - Peace between Us, Table song, Guria 2:27
15. Kakhuri Nana - Lullaby, Kakheti 2:48
16. Lazhghvash - Roundelay, accompaniment on hangi, Svaneti 2:00
17. Oskhunuri - Work song, Megrelia 2:28
18. Kakhuri Mravalzhamieri - Table song, Kakheti 4:27
DUDUKI TRIO
19. Iavnana - Lullaby, Kartli-Kakheti 2:49
20. Dilis Saari - Urban folklore 4:01
21. Dachrilis Simgera - Song of Wounded, Abkhazia 1:54
22. Collection of Folk Songs: Nana, Sisa Tura, Lullabies, Arka si rekisho, Lyrical song 3:14
23. Imeruli Mgzavruli - On the road, Imereti & Mtskemsuri - Shepherd's Song 1:55
24. Collection of Ancient Georgian Urban Songs 5:35
Сюзанна Зиглер (аннотация к диску):
Грузия, расположенная у западных склонов Кавказских гор, - страна с богатыми традициями народной музыки. Особую известность получили многоголосные песни; они и по сей день используются в церковном пении и фольклорной музыке. Церковное многоголосие упоминается ещё в документах Х века, а народное многоголосие может быть даже более древним.
Географическое положение и бурная история страны стали причиной того, что в народном пении возникло много местных традиций. На равнинах восточной Грузии, в областях Картли и Кахети, можно услышать одного или двух солистов на фоне гудения хора. Эти виртуозные мелизмы определяют дух восточногрузинской музыки. С другой стороны, в северных областях (например, в Сванети) существует одноголосный стиль пения, характеризующийся постепенным увеличением темпа. У гурийских песен из западной Грузии сложная полифоническая структура, с акцентом на сольном пении и самостоятельности каждой партии. Верх виртуозности - "криманчули", мужской голос необычайно высокого регистра, который сопровождает песню наподобие йодля (см. трек 11).
На сегодняшний день многоголосные песни - важная часть народной культуры Грузии. Они звучат во время работы, во время обрядов и пышных пиршеств. В дополнение к функциональному контексту представлено много тем, но связь текста и мелодии в грузинских народных песнях довольно свободная. По-видимому, слияние голосов заботит певцов больше, чем тексты.
Церковные хоралы занимают особое место среди представленных на этом диске песен. Они характеризуются более мягкой манерой исполнения, существенно отличающейся от фольклорной. Однако и в церковных песнопениях можно обнаружить местные различия: западные грузинские песнопения кажутся более резкими и диссонансными по сравнению с гармоничными, ласкающими слух песнопениями восточной Грузии. Хотя большая часть исполненных здесь церковных песнопений используется прежде всего в православной литургии, они давно заняли прочное место и в концертном репертуаре.
На этом диске и народные песни, и церковные песнопения звучат в исполнении хора "Рустави", которым много лет управляет Анзор Эркомаишвили. Основанный в 1968 г. хор объединил сведущих в местных традициях певцов из разных областей Грузии. Сам Анзор Эркомаишвили происходит из семьи известных гурийских певцов, певческая традиция которой восходит к 19 столетию.
Цель этого хора, получившего известность далеко за пределами Грузии, состоит в том, чтобы представить подлинные грузинские народные песни в их различных региональных традициях и в привлекательной с музыкальной точки зрения форме. Этим определяется эстетическая интерпретация хора "Рустави" по сравнению с местными ансамблями, певческая манера которых кажется грубой, простоватой. Чтобы сохранить самобытность песен, Анзор Эркомаишвили подбирает в хор уроженцев соответствующих регионов. Таким образом, в гурийских песнях кроме Анзора Эркомаишвили солируют Рамин Микаберидзе и Бадри Тоидзе, в песнях восточной Грузии - Тарил Онашвили и Владимир Тандилашвили, а также Бондо Гугава. Хор "Рустави" записал много альбомов, но каждая песня всякий раз записывается в новой вариации.
Менее известная инструментальная музыка Грузии оказалась в тени богатой вокальной народной традиции. Один из немногих сольных инструментов - флейта саламури (трек 23). Сопровождающие инструменты, вроде трёхструнного пандури, четырехструнного чонгури и арфы чанги, при пении иногда используются в качестве поддержки (треки 2 и 16). Для сельских областей типичны танцевальные и пастушьи мелодии.
Городская музыка Грузии, в которой восточные и западные влияния слились с местной традицией, отличается особым обаянием. Типичный городской ансамбль - трио гобоев дудуки, состоящее из двух инструментов, ведущих мелодию, и баса. Эти гобои встречаются во всех районах Кавказа. Их двойная трость очень велика по сравнению с корпусом инструмента; как и в бОльших по размеру конических гобоях, здесь используется циркулярное, непрерывное дыхание. Их трогательный бархатный звук особенно подходит для исполнения медленных, величественных мелодий (трек 20). Однако сегодня в Грузии немного найдётся ансамблей, которым это искусство под силу. В их числе - трио Омара Келаптришвили, руководитель которого играет соло на дудуки в сопровождении Тамаза Мамаладзе и Давида Кавтарадзе.
By Susanne Ziegler
(CD Review)
Georgia, on the western edge of the Caucasian mountains, is a country with a rich folk music tradition. The polyphonic songs are particularly famous; they remain in use to this day in church chants as well as in folk music. Polyphonic singing in church music is documented as far back as the 10th century A.D., and polyphonic folk singing may be even older.
Due to the geographical location and the tumultuous history of the country, many local traditions arose in folk singing. On the plains of Eastern Georgia, in the provinces of Kartli and Kakheti, one or two solo voices can be heard above the drone of the choir. The virtuoso melismas of the singers bring the Orient to mind. On the other hand, in the northern regions, e.g. in Svaneti, there is a homophonic singing style characterized by gradual tempo increases. The songs of Guria in Western Georgia have a complex polyphonic structure, with the emphasis on solo singing and individual shaping of each part. The height of virtuosity is represented by the "Krimanchuli", a male voice in an unusually high register, which accompanies the song in a yodel-like fashion (see Track 11).
To this day, the polyphonic songs are an essential component of Georgia's folk culture. They have a place in work as well as in custom and at the magnificent banquets. Many themes are represented in addition to the functional context, but lyrics and melody are only loosely connected in Georgian folk songs. The singers appear to concentrate on the blending of voices more than on the lyrics.
Church chants occupy a special position among the songs presented here. They are characterized by a fundamentally different type of singing which is more subdued. Local differences, however, are found in the church chants as well: the Western Georgian chants sound harsher and have more dissonances than the harmonically pleasing chants from Eastern Georgia. Though most of the church chants performed here have their place in orthodox liturgy, they have long since found a firm place in the concert hall repertoire.
Folk songs and church chants are both performed by the Rustavi choir conducted by its director of many years, - Anzor Erkomaishvili. The choir, founded in 1968, combines singers from various regions who are well versed in the songs of their respective provinces. Anzor Erkomaishvili himself comes from a well-known singers' family from Guria whose singing tradition goes back to the last century.
The aim of this choir, which has gained fame far beyond the borders of Georgia, is to present authentic Georgian folk songs in their different regional traditions in a musically appealing form. This sets the aesthetic interpretation of the Rustavi choir apart from local ensembles, whose singing seems to be imbued with a rustic touch. In order to preserve the songs' originality, Anzor Erkomaishvili selects as singers natives of the relevant regions. Thus, in addition to Anzor Erkomaishvili himself, the soloists in the Gurian songs are Ramin Mikaberidze and Badri Toidze; in the songs from Eastern Georgia, they are Tariel Onashvili and Vladimer Tandilashvili as well as Bondo Gugava. The Rustavi choir has recorded many albums, but each song is a new variation when it is recorded.
The lesser well known instrumental music of Georgia stands in the shadow of the abundant vocal folk music tradition. One of the few solo instruments is the salamuri flute (see Track 23). The accompanying instruments, such as the threestringed panduri lute, the four-stringed chonguri, and the changi harp, occasionally are used to underpin the singing (Tracks 2 and 16). Dance melodies and shepherd melodies are typical of the rural regions.
The urban music of Georgia, in which Oriental and Western influences have merged with the indigenous tradition, hold a special fascination. The typical urban ensemble is a trio of duduki oboes with two melody instruments and bass duduki. These oboe instruments are found in all Caucasian regions. They have a double reed, which in comparison to the body of the instrument is very large, and like the larger conical oboes, they are blown with circular breathing, i.e. without pausing. Their affecting velvety sound is particularly suited to the performance of slow, stately melodies (Track 20). Today however, there are few ensembles in Georgia which have mastered this art. They include the trio of Omar Kelaptrishvili, whose principal plays the solo duduki: he is accompanied by Tamaz Mamaladze and Davit Kavtaradze.