Стрелы Робин Гуда Жанр: приключения, история, мелодрама Год выпуска: 1975 Продолжительность: 01:15:56 Режиссёр: Сергей Тарасов В ролях:
Регина Разума
Борис Хмельницкий
Вия Артмане
Эдуард Павулс
Альгимантас Масюлис
Юрий Каморный
Инт Буранс
Юрис Стренга
Ромуальд Анцанс
Харий Швейц Описание:
Сюжетную основу фильма составляют несколько баллад о Робин Гуде — легендарном герое английских средневековых народных сказаний. Робин Гуд и его славные стрелки наводили ужас на церковников и феодалов, на всех тех, кто угнетает народ. Они появляются везде, где кому-то, ставшему жертвой произвола, необходима помощь… Доп. информация:
История фильма «Стрелы Робин Гуда», воспоминания создателей
История фильма - История этого фильма довольно драматична. Высоцкий специально для этого фильма написал баллады. Первоначально хотели сделать фильм, отличающийся от остальных экранизаций, показать, что в общем-то ну да, конечно, стреляли, но все-таки были смерти, кровь, и не от хорошей жизни в лесах скрывались... Т.е. это должен был быть приключенческий фильм со смысловой довольно-таки грустной основой.
Но баллады вырезали, сказав, что незачем усложнять фильм. В настоятельной рекомендации сценарной редколлегии Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко от 9 декабря 1975 года, в частности, говорилось, что характер исполнения баллад актером В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев, и следовал разнос «чужеродной эстетики» Высоцкого. «Обилие вышеуказанных «зонгов», бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создает ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра», - говорится в письме сценарной редколлегии.
Согласно вердикту Госкино, при монтаже картины киностудия пошла на поводу у «претенциозных баллад», без «серьезной дополнительной работы с тем, чтобы освободить картину от не соответствующих изобразительному материалу песенных номеров и найти возможности придать фильму иное музыкальное решение».
И на экраны фильм вышел с музыкой композитора Раймонда Паулса, автор текста песен Лев Прозоровский. В 1983 г. Тарасов включил часть этих баллад в фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" (где в роли Робин Гуда снялся тот же Борис Хмельницкий). А в 1997 г. Тарасов восстановил первоначальную редакцию фильма. Вошли баллады: "Баллада о времени" ("Замок временем срыт…"), "Баллада о ненависти" ("Торопись – тощий гриф над страною кружит!.."), "Баллада о вольных стрелках" ("Если рыщут за твоею непокорной головой…"), "Баллада о любви" ("Когда вода Всемирного потопа…"), "Баллада о двух погибших лебедях" ("Трубят рога: скорей, скорей!…"), "Баллада о борьбе" ("Средь оплывших свечей и вечерних молитв…"). Воспоминания создателей фильма Владимир Высоцкий:
- "Робин Гуд"... тоже одна из моих неудач: написал туда шесть баллад, они вырваны из картины перед самым ее выпуском, написаны другие. Но всё равно я им не дал погибнуть. Я подготовил сейчас макет пластинки - хочу выпустить отдельно вот эти баллады, и еще добавить туда несколько вещей, - и сделать пластинку, которая, быть может, на меня не похожа: она - лирическая пластинка. В ней даже есть любовная лирика, понимаете? Одна сторона диска будет - несостоявшиеся песни из "Робин Гуда"... И вторая сторона будет из фильма "Ветер надежды"... там несколько морских песен, еще с добавлением некоторых шуточных, которые туда не вошли. Я надеюсь, что она будет, потому что, может быть, ее постигнет такая же судьба, как предыдущие два... Во всяком случае, хочу. Если б от меня зависело - я бы давно выпустил, я вас уверяю. Ещё Высоцкий:
- «Печальная история была у меня с фильмом "Стрелы Робин Гуда". Мы хотели сделать кино не просто таким, каким оно было раньше. В старом замечательном фильме играл великолепный актер Рой Флинн, он там блистал, стрелял, великолепно любил, было на экране красивое изображение. И вот я написал шесть баллад (сам я там не играю), которые новому нашему фильму давали несколько иное направление. В нем была печаль, ностальгия по детству, что ли, потому что мы не можем уже так, как раньше, воспринимать кино, с такими открытыми глазами... Мы вдруг начинаем думать: да, это ловко всё, но только ведь - кровь льется, люди погибают, и не от хорошей жизни зачем-то живут в лесу... Однако материал был отснят, баллады туда не вошли - опять по очень простому объяснению: "Кино приключенческое, зачем нужны туда серьёзные, трагические баллады?!" Надо было бороться за это дело, а режиссер оказался послабже душою, чем я предполагал, и просто не стал бороться».
(«Вечерняя Москва», №231 от 9 декабря 2005 года) Рассказывает Сергей Тарасов:
— Не Высоцкий писал свои песни под фильм, а именно картина снималась под его песни. Поэтому, когда вышло указание «выкинуть» баллады из ленты, это было очень сильным потрясением для всего задействованного в съемках состава. Прямо руки опустились. Без баллад картина потеряла свою привлекательность и ценность. Поэтому спустя годы, когда у меня появилась возможность снять «Айвенго», я и использовал «потерянные» в «Стрелах…» песни. Но это уже было все равно не то. В «Стрелах Робин Гуда» они были более уместны. К тому же в «Айвенго» удалось поставить не все баллады. Пропали «Баллада о ненависти», «О двух лебедях», в «Айвенго» им просто не нашлось места, к тому же «Балладу о времени» и «Балладу о любви» тоже пришлось давать в сокращении. — А как вышло, что полную версию картины все-таки показали на 50-летие Высоцкого, а затем вдруг опять сняли с проката?
— Дело в том, что полной версии «Стрел Робин Гуда» как таковой не существует. Только у меня «под кроватью» сохранилась единственная копия. И в юбилей Высоцкого телевидение обратилось ко мне с просьбой предоставить им ленту для проката на телеэкране. — Можно ли надеяться, что наш зритель когда-то снова будет иметь возможность посмотреть фильм целиком?
— Не знаю. Скорее всего, полная версия так и сгниет у меня под кроватью, и в один прекрасный день ее снесут на свалку. А жаль. Фильм действительно удался… Вот такая печальная история…
(«Лидер», Челябинск, 03 июня 2002 года) Игорь Яковлев, звукооператор Рижской киностудии:
- В середине 70-х московский режиссер Сергей Тарасов привез на Рижскую киностудию сценарий фильма «Стрелы Робин Гуда» и сказал, что есть договоренность с Высоцким, он будет писать музыку и баллады и сам исполнять. Началась работа. Причем, зная о не совсем гладких отношениях между Высоцким и власть имущими, Тарасов нигде не обозначил имя исполнителя, только было написано, что всем известный голос исполнит «Балладу о ненависти».
Начался подготовительный период съемок, и мы долго ждали, когда Высоцкий приедет в Ригу. Наконец он появился и в маленьком ателье довольно быстро записал все шесть баллад. Черновой вариант, который дал режиссеру и художнику возможность делать под эту музыку весь визуальный ряд. Но когда надо было монтировать, понадобился уже чистовой вариант баллад. Сначала друг Высоцкого и аранжировщик музыки Алексей Зубов привез партитуры, мы подготовились, и через два дня Высоцкий записывал под оркестр, которым управлял Алвис Закис.
Артист был очень собран, чувствовался твердый характер. Когда музыкальный редактор сделал какую-то поправку, он сказал: «Нет, будет так». И продолжал по-своему…
Этот материал очень хорошо лег на изобразительный ряд, и фильм повезли на утверждение в Москву. А Высоцкий как раз совсем уж впал в немилость. Нашей группе приказали убрать всю его музыку и дали месяц на то, чтобы сделать новый вариант, без Высоцкого. Можно было и побороться, но режиссер не стал. В Риге срочно все вымарали. Кто мог быстро и хорошо написать новую музыку? Конечно, Раймонд Паулс. И он сделал все за несколько дней. Лев Прозоровский написал тексты для двух песен.
Приняли этот вариант без поправок. А записи Высоцкого Тарасов потом использовал в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Думаю, что музыка, написанная Высоцким для фильмов, нередко «вырезалась» из них еще и потому, что была слишком яркой и сильной и просто забивала изобразительный ряд, делала его бледным, неинтересным. (c) CaptainNemo08
Баллады Льва Прозоровского к фильму «Стрелы Робин Гуда»
Баллады Льва Прозоровского 1. Лирическая (Робин и дочь мельника) Над землёй много белых птиц.
На земле много разных лиц. Только запомнить нам на век
Суждено одно ... лишь одно Самым прекрасным в мире
станет оно одно ... лишь одно. Над землёй много белых птиц.
На земле много разных лиц. Только запомнить нам на век
Суждено одно ... лишь одно. Охраним самый светлый час
От чужих, от недобрых глаз. Будем волшебную страну ...
Наших встреч, вдвоём беречь. Для меня ты - весь белый свет.
Без тебя ничего здесь нет. В каждом простом цветке
Тебя вижу я, любовь моя. Шепчет из моря трав мне
Голос земной, что ты со мной. 2. Финальная (схватка вольных стрелков с воинами шерифа) Когда к твоей мошне дырявой
Милорд проявит интерес,
Ты на него не жди управы,
А уходи в шервудский лес. Придёшь неловким, неумелым,
Судьбой раба к земле пригнут,
Но быстро стать лихим и смелым
Тебе поможет Робин Гуд. Но быстро стать лихим и смелым
Тебе, поможет Робин Гуд! Под вековым шатром зеленым
Гуляют вольные стрелки,
Скользя по тропам потаённым
Как тени быстрые легки. Их все окрестные аббатства
Словами страстными клянут,
Но не даёт в обиду братство
Отважный парень Робин Гуд. Но не даёт в обиду братство
Отважный парень Робин Гуд! Пусть сунет нос милорд богатый
В зеленый сумрак вековой -
Не устоят стальные латы
Под метко пущеной стрелой! И на устах через столетья
Легенду люди понесут
О том, как жил да был на свете
Защитник бедных - Робин Гуд. О том, как жил да был на свете
Защитник бедных Робин Гуд! ПРОЗОРОВСКИЙ Лев Владимирович
Лев Владимирович Прозоровский (1914-1988) – один из немногих советских писателей, пришедших в большую литературу ... Подробнее ЗДЕСЬ или ЗДЕСЬ. (c) CaptainNemo08
Спасибо огромное за версию без песен Высоцкого. Вот теперь фильм можно смотреть.
И совершенно правы были эксперты из Госкино -- ни гавкающий голос Высоцкого, ни ритм и тематика песен ничего общего ни с фильмом, ни с воссоздаваемой исторической эпохой не имеют. Просто он сляпал воедино несколько из своих в общем неплохих "исторических" баллад, и сильно обиделся, когда это "зарезали". Зато "прокатные" песни отлично ложатся на сюжет.
Просто сейчас так принято, где песни Высоцкого по каким-то причинам не прозвучали -- все начинают искать происки "кровавой гэбни".
Тоже считаю,что баллады Высоцкого только портят фильм. Не подходят ни по стилю,ни по исполнению,ни даже по продолжительности.Абсолютное непопадание в тему.
Возможно, это тот случай,когда "зарезали,и правильно сделали"
Для коллекции можно оставить, но без баллад Владимира Семёновича фильм... никакой... от слова вообще. Они сделали большую часть фильма и погружали в атмосферу.
Да... Деятели культуры, блин. Корифеи и прочие администраторы)))
Конечно песни Высоцкого "не подходят". Если бы сняли настоящего, живого Робин ГУда, он бы тоже не подошел. А все корифеи бежали бы от него и визжали как шлюхи. Он же людей убивал. Живым в спину и прочие места стрелы загонял и они умирали! Да еще и грабил после этого. Просто монстр какой-то. А рыцари вообще мясники, живых тоже людей мечами на куски рубили...