Вселенские Соборы. История, деяния, богословие. (540 книг) [Литература / Литература документальная]

Страницы:  1
Ответить
 

Vlad1440

VIP (Заслуженный)

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 18244

Vlad1440 · 23-Авг-12 13:54 (11 лет 9 месяцев назад)


Вселенские Соборы. История, деяния, богословие. (540 книг)
Изучая историю церкви, можно узнать много нового о нравах и обыаях, бытовавших в то или иное время, мировоззрении людей. На историю церкви можно смотреть с нескольких точек зрения: сторонников церкви, противников церкви, реформаторов и их противников, людей, безразличных к церкви (вряд ли таких можно было бы найти в средневековой Европе).
А что может быть лучше для изучения Христианской церкви, чем официальная летопись ее столпов, Кафедральных соборов?
Понятие Вселенских соборов
Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenica Concilia) — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея Вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить Вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов
Признаки Вселенских соборов
Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.
К внешним признакам Вселенских соборов относятся:
участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.
Внутренние признаки Вселенских соборов:
соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
Поместные соборы и поместные христианские церкви
Исторически сложилось, что разные христианские церкви по-разному относятся к Вселенским соборам и имеют своё мнение об их количестве. Исходя из основных признаков Вселенского собора, а именно «признание собора Вселенским всеми поместными церквами» и «единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда», бесспорным статусом Вселенского собора, из числа так именуемых, обладают только первые два, поскольку признаются Вселенскими всеми поместными церквями и их решения не вызывают возражений ни у кого.
Два Вселенских собора признаются Ассирийской церковью Востока, изначально бывшей самоотстраненной от процесса догматотворчества в Римской империи в силу своей изолированности в языческой Персии. По причине неактуальности для АЦВ проведённых в Византии соборов их решения принимались ею много позже. Так, Никейский собор 325 года был принят на поместном соборе АЦВ под председательством католикоса Мар Акака в 410 году, то есть почти через столетие, незадолго до III собора. А Константинопольский собор 381 года принят в 554 г. на соборе Мар Йосепа, то есть почти через два столетия, когда был уже проведён не только III Эфесский собор 431, осуждавший Несторианство, но и Халкидонский собор 451 года и II Константинопольский собор 553 года, когда АЦВ давно уже была несторианской. Всё это косвенно свидетельствует о том, что мнение Церкви Востока о количестве и важности Вселенских соборов не может служить несомненным критерием подтверждения статуса последующих соборов для остальных церквей.
Иначе относились к Вселенским соборам Древневосточные православные церкви (Ориентальные Православные церкви), активно участвовавшие в христианском догматотворчестве, как принимая участие в соборах, так и высказывая своё к ним отношение после. Древневосточные православные церкви времён христологических споров представляли собой подавляющее большинство региональных поместных церквей (против одного Рима и колеблющегося во мнениях Константинополя, все восточные патриархаты в империи и за её пределами, что было подано как «национальный сепаратизм»[2]), а потому неприятие решений Халкидонского и последующих соборов Древневосточными православными церквями, лишило, на их взгляд, эти соборы основных признаков Вселенских соборов. Соответственно, Древневосточными православными церквями признаются только три Вселенских собора.
Что касается православных церквей византийской традиции, то они признают семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола. Вопрос непризнания соборов, начиная от Халкидонского, Вселенскими соборами со стороны Древневосточных церквей, преодолевалось в церкви Византии тем, что Вселенная (Ойкумена) в сознании греков и латинян ассоциировалась с Римской империей, а сама Вселенская церковь — с патриархатами, признающими духовное первенство римских епископов и административную власть над церковью императоров. Не считающиеся с такой логикой Древневосточные церкви были объявлены постхалкидонскими имперскими церквями, «отпавшими от Вселенской церкви», и их мнение о количестве и статусе соборов с тех пор в расчёт не принималось, почему и все последующие соборы считались Вселенскими.
С постепенным ослаблением политического влияния Византии, в особенности после разделения церквей двух половин некогда единой империи в 1054 году, Западная Римская церковь, соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени (2009), с точки зрения Римской Католической церкви, состоялся 21 Вселенский собор.
Список соборов
Соборы, признаваемые Древневосточными, Православной и Католической церквями
49 г. — Иерусалимский собор (по другим данным, проходил в 51 г.; постановил необязательность обрезания и соблюдения многих иудейских обрядов для новообращенных язычников).
1. 325 г. — I Никейский (принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи). 2. 381 г. — I Константинопольский (повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице, дополнение Никейского Символа веры).
Соборы, признаваемые Древневосточными (кроме Ассирийской), Православной и Католической церквями
3. 431 г. — Эфесский (осуждение несторианства, запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры («да не отменяется Символ веры трехсот восемьнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее…» — 1-е правило Собора).
Соборы, признаваемые Православной и Католической церквями
4. 451 г. — Халкидонский (осуждение монофизитства). 5. 553 г. — II Константинопольский (осуждение несторианских сочинений и, повторно, монофизитства). 6. 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства). 7. 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества и разделение поклонения Богу и почитания икон).
Соборы, признаваемые в качестве Вселенских некоторыми богословами и иерархами Православной церкви
Следует отметить, что сама по себе легитимность этих соборов признаётся всеми православными церквями византийской традиции; не получает всеобщего признания лишь их статус Вселенских.
8. 879—880 гг. — IV Константинопольский, или Софийский (восстановление Фотия на Константинопольском престоле и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским. 9. 1341—1351 гг. — V Константинопольский (подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявшего ему философа Варлаама).
Соборы, признаваемые только Католической церковью
8. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквями; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт. 9. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру). 10. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского). 11. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского). 12. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции). 13. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена). 14. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью). 15. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров). 16. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа). 17. 1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище). 18. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа). 19. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа). 20. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали). 21. 1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).
Разбойничьи соборы
Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться Вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквями.
1.341 г. — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением).
2.355 г. — Миланский собор (репрессии ариан против их противников. Собор не признан ни одной из современных церквей).
3.449 г. — Эфесский «Разбойничий» собор.
4.754 г. — первый Иконоборческий собор.
5.815 г. — второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора).
Подготовка Восьмого Вселенского собора Православной церкви
В 1920-х, 1960-х и 1990-х годах предпринимались попытки начать подготовку к созыву Восьмого Вселенского собора Православной церкви, но все они заканчивались ничем. В последнее время сторонники созыва собора, в том числе в крупнейшей из поместных церквей — Русской православной церкви, вновь активизировались.
«В течение 2009 года ожидается оживление процесса подготовки к великому и святому Всеправославному собору Восточной Церкви» — заявил секретарь Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов в ходе телемоста между Москвой и Парижем 13 февраля 2009 года
Вселенские Соборы принадлежат в истории Церкви к периоду времени «от первой половины IV века (325 по Р. Хр.) до последней половины VIII века (788). Нет нужды много говорить об особенной важности их в Церкви. Каждый из них был выражением разума и голоса вселенской Церкви, т. е. всех мест и всех предыдущих времен Христианства, а все вместе они составляют самое полное и живое свидетельство всей древней церкви в отношениях догматическом, каноническом, иepapхическом, нравственном. Они сами в себе выразили и утвердили на все последующие времена чистейшее, изначальное церковное предание; раскрыли и во всей точности определили и изложили догматы веры; установили важнейшие церковные правила, священнослужебные, благочинные, судные и покаянные; произнесли суд не только над сектами и лицами неправомыслящими, возмущавшими тогда вселенскую Церковь, но и над целыми поместными Церквами, более или менее уклонявшимися от единого духа вселенского, в своих частных мнениях, действиях и обычаях; оградили чистое исповедание Православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней. Оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви - на все времена.
Так как они в своих определениях выражали единомыслие и единогласие всей Христианской Церкви разных мест и времен, не легко на таком пространстве мест и времен могущее быть поддержанным человеческими силами, так как, с другой стороны, в решении важнейших догматических вопросов о высочайших тайнах веры никак не могло бы быть достаточно одних усилий человеческого разума, или одних свидетельств человеческой веры: то Вселенские Соборы, по справедливости, признаются вдохновенными в своих решениях от Духа Святого.
По всем этим уважениям Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, - утвержденною на Семи Вселенских Соборах, - как на неизменном основании.

Иллюстрация
Примеры страниц

Вселенские Соборы. История, деяния, богословие

☞Все раздачи на трекере по теме "Вселенские Соборы"☜
Теги для поиска нужной информации: Литература | Литература документальная
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error