Понедельник / Monday
Год выпуска: 2000
Страна: Япония
Жанр: экшн, триллер, чёрная комедия, фэнтези, криминал
Продолжительность: 01:35:50
Перевод: Профессиональный (двухголосый)
Русские субтитры: нет
Режиссёр: Хироюки Танака (Сабу) (Hiroyuki Tanaka (Sabu))
В ролях: Синъити Цуцуми (Shin'ichi Tsutsumi), Ясуко Мацуюки (Yasuko Matsuyuki), Рен Осуги (Ren Osugi), Масанобу Андо (Masanobu Ando), Хидеки Нода (Hideki Noda), Сусуму Тэрадзима (Susumu Terajima), Нао Омори (Nao Omori), Акира Ямамото (Akira Yamamoto)
Описание:
Пробудившись поутру в незнакомом отеле, очкастый клерк (типичный такой японец: "инкубаторский" костюмчик, стандартный галстук, безупречно белый воротничок) долго не может понять, где он находится, и что с ним, собственно, приключилось накануне. Когда же похмельное сознание помаленьку "выблёвывает" картинки минувшего дня (вечеринка в логове гангстеров, дымящийся ствол карабина в собственных ладонях), то парню остаётся лишь удивляться и уповать, что всё это - аберрация памяти, нелепое сновиденье.
"Маленький человек" (я о не о росте - о социальном статусе) подобен сжатой пружине: вечно должен в рамках себя держать, усмирять самобытный норов. А если пружина взбрыкнёт, нежданно расправится, даст утаённой энергии полную волю? Случится вспышка насилия, что же ещё! И просто клерк внезапно станет "бешеным клерком"...
Японец из последних сил будет держаться в узде (блюсти вековой этикет, кланяться поминутно, как механический болванчик). Но когда обстоятельства загоняют его в тупик - переходит к игре без правил (так, на контрасте сдержанной церемонности и всплесков живой агрессии выстроен Такеси Китано его знаменитый "Фейерверк").
Тридцатисемилетний Хироюки Танака, известный также под псевдонимом Сабу - представитель новой генерации японских режиссёров и старую историю о "взбесившемся клерке" он рассказывает на новый лад. Его чёрная комедия "Понедельник" (2000) - фильм многослойный, диковинный коктейль из разножанровых элементов и разнородных цитат. Кому бы ещё пришло в голову снимать кино со стрельбой, экшном и комическими гэгами в слегка замедленном "сновидческом" стиле, когда мгновения густеют и тянутся, будто сотовый мёд? Этак принято делать интеллектуальные фильмы - с многозначительными взглядами, с необязательной болтовней. Приём, однако ж, срабатывает отменно, дополняя комизм ситуаций забавными "похмельными" обертонами. Заодно пародируются киношные клише "погружения в память", воссоздания "утраченного времени".
Цитаты различимы на разных уровнях картины. От явных "заплаток", вроде ремикса знаменитого танца Траволты из "Кримильного чтива" (и там и там - вечеринка у крутых) - до отсылок смутных, но значимых. Так, в "подсознании" сюжета брезжит пародийный парафраз джармушевского "Мертвеца": движение к самопознанию в обоих случаях равнозначно движению к смерти. Попутно Сабу выстёбывает дзенскую концепцию сатори - "просветления", "внезапного обретения истины".
Любопытно, что "просветлителем" сознания в "Понедельнике" является алкоголь (на который вообще-то японцы реагируют менее адекватно, чем привычные к "огненной воде" европейцы).
Фильм, однако, намного сложней, чем простой набор экзотических хохм. Танака/Сабу повествует о подвижках, которые происходят в сознании современного японца. О том, что самурайские добродетели (тупое смирение, слепая вера в моральные абстракции), которые и по сию пору формируют общенациональные ориентиры, ветшают у нас на глазах и не могут уже противиться вторжению западных ценностей. Герой "Понедельника", "просветлясь", обретя самого себя, приходит в конечном счёте к крамольным (на японский вкус) анархии и эгоизму, или - к внутренней свободе (с какой точки взглянуть!).
На вопрос: "Кто кого обломает? Сможет ли личность западного типа безболезненно вписаться в веками отлаженный азиатский обиход?" - внятно не могут ответить даже умники-востоковеды. Не оттого ли и финал "Понедельника" принципиально открыт?
© Сергей Анашкин, cinemasia.ru[/url] [url=http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/55152/] [url=http://www.cinemasia.ru/movies/_28/_8/288.html][/url]
7.4/10 - 1,160 votes
Награды
Berlin International Film Festival (Berlin, Germany) (2000)
Don Quixote Award - Special Mention: Hiroyuki Tanaka
FIPRESCI Prize: Forum of New Cinema (Hiroyuki Tanaka)
Качество: DVD5
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: 25.000 fps (PAL), 6166 kbps (average), 8000 kbps (nominal), 720x576 (4:3)
Аудио: Russian - MVO, DD AC3 2.0, 2 chnls, 48000 hz, 192 kbps
Субтитры: нет